Бодрый (миноносец). Бодрый (1936) Служба после войны


«Бодрый»

Головной эсминец проекта 7 николаевской постройки. Официально включен в состав ЧФ через три с лишним месяца после приемки (отсюда разночтения в дате его ввода в строй, колеблющиеся в разных источниках от 6.11.1938 до 1.3.1939). В ходе заводских и приемных испытаний был выявлен ряд дефектов конструкции корабля, из-за чего пришлось провести дополнительные подкрепления корпуса главных котлов, оборудовать раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменить торпедные аппараты и артиллерию главного калибра, переделать изоляцию во всех помещениях, крепление которой не выдержало вибрации во время стрельбы из орудий. На следующих однотипных эсминцах эти усовершенствования осуществлялись уже в ходе постройки.

До начала Великой Отечественной войны «Бодрый» дважды проходил ремонты: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве (на заводе № 198) и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе (на заводе № 201). Кроме того, в апреле 1941-го на эсминце вновь заменили 130-мм орудия Б-13 - первой серии на вторую.

В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу.

Начало войны застало эсминец в Севастополе, где он производил чистку и щелочение паровых котлов. С конца июня «Бодрый» нес дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы, прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии. В июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом.

В течение августа 1941-го «Бодрый» активно участвовал в обороне Одессы. Он сопровождал транспорты, отражал атаки вражеской авиации, неоднократно вел обстрел сухопутных позиций противника. Артиллерийские стрельбы проводились с помощью береговых корректировочных постов и оказались весьма эффективными. За уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий экипажу «Бодрого» была вынесена благодарность командования Одесской военно-морской базы.

13 августа эсминец перевооружили новыми зенитными автоматами 70-К вместо 45-мм полуавтоматов. Это было сделано весьма своевременно. Пять дней спустя «Бодрый» возвращался после очередного обстрела побережья в базу и дважды подвергся воздушным атакам. Затем налеты участились: немецкие самолеты пытались нанести удар по эсминцу 22, 25 и 28 августа, но интенсивный зенитный огонь из орудий и пулеметов заставлял их сбрасывать бомбы преждевременно.

Первое боевое повреждение эсминец получил 9 сентября в Одессе. Корабль только что прибыл из Севастополя и выгружал доставленные в осажденный город боеприпасы (1040 снарядов для полевой артиллерии). В этот момент в левый борт попал вражеский 6-дюймовый снаряд. Взрыв перебил три шпангоута (№ 171, 172 и 173), оборвал кабели и трубопроводы, уничтожил все оборудование лазарета. Осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба, но воспламенения топлива или боезапаса, к счастью, не произошло. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой, благополучно вышел из гавани. Пробоину в наружной обшивке временно заделали пластырем.

На следующие 5 дней пришлась наибольшая интенсивность боевой деятельность «Бодрого». Корабль обстрелял 18 береговых батарей противника, пять раз сам подвергался обстрелу с их стороны, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Каждый раз экипаж умело применял дымоаппаратуру, что вместе с успешным маневрированием позволило избежать попаданий вражеских снарядов и бомб.

14 сентября «Бодрый» прибыл в Севастополь, где всего за полтора дня на нем был произведен основательный ремонт. Помимо исправления повреждений от разрыва снаряда на корабле изменили расположение противоминной обмотки, перенеся ее с борта на верхнюю палубу. 17 сентября эсминец вновь вышел в море и в течение месяца непрерывно занимался конвойной службой, а также совершил одну минную постановку.

В октябре «Бодрый» принял самое активное участие в эвакуации гарнизона Одессы. Только за четыре дня, с 13 по 17 октября, он израсходовал 45 130-мм, 163 76-мм и 216 37-мм снарядов и 200 12,7-мм патронов. 16 октября, по пути в Севастополь, «Бодрый» попал в шторм (ветер 8 баллов, волна до 7 баллов) и получил небольшие повреждения.

Суровым испытанием для экипажа эсминца стало 31 октября 1941 года. Корабль возвращался в Севастополь после обстрела занятых противником береговых позиций в районе Евпатории. В 16.25 на дистанции 60 кбт были обнаружены вражеские самолеты - 9 «юнкерсов» и 6 «мессершмиттов». «Бодрый» увеличил ход и через минуту открыл огонь. Пилоты люфтваффе (явно имевшие немалый опыт) действовали грамотно, заходя на цель выше облаков, а затем пикируя со стороны солнца. Всего немцы сбросили на советский эсминец 36 бомб и выпустили огромное количество пуль и снарядов. Причем, если бомбардировщики, сбросив свой груз, ушли, то истребители продолжали обстреливать корабль в течение часа - вплоть до его входа в Севастополь.

Прямых попаданий бомб не было, но некоторые из них взорвались в опасной близости от корабля, на расстоянии 7- 10 м от корпуса. Осколки буквально изрешетили эсминец: по возвращении в Севастополь в надстройках и надводном борту насчитали около двух тысяч пробоин! Еще 19 пробоин оказалось в подводной части - по левому борту в районе ватерлинии. Из топливных цистерн начала вытекать нефть - как за борт, так и внутрь корабля. Давление в котельных отделениях резко упало, что вызвало снижение скорости. Вышли из строя дальномеры, различные приборы, загорелись дымовые шашки и 37-мм снаряды в кранцах. Потери экипажа составили 4 человека убитыми и 49 ранеными (в числе последних был и командир эсминца капитан 3 ранга В.М.Митин).

Борьба за живучесть корабля проходила в сложных условиях под непрерывным огнем с истребителей. В ее ходе произошел редкий случай. Вентиляторы затянули дым от горевших дымовых шашек во второе котельное отделение. В это время от сотрясения корпуса открылась крышка люка котельного отделения, и из него повалил густой дым. Аварийная партия, решив, что там вспыхнул пожар, бросила в люк баллоны с углекислотой, но те, к счастью, не сработали - иначе котельное отделение вышло бы из строя.

Два дня спустя, уже находясь у стенки Севморзавода, эсминец подвергся новой воздушной атаке. Три фашистских бомбардировщика неожиданно появились над городом и резко спикировали на стоявший корабль. Четыре 250-кг бомбы угодили в нефтяную баржу, стоявшую у левого борта «Бодрого», и потопили ее. В корпусе эсминца образовалось около тысячи новых осколочных пробоин, из них 14 - в подводной части корпуса. Повреждения усугубил пожар: это вспыхнуло растекшееся по воде топливо. 10 человек из команды корабля погибли и еще 16 были ранены.

Продолжать ремонт в Севастополе посчитали опасным, поэтому в ночь на 3 ноября «Бодрый» своим ходом в сопровождении эсминца «Безупречный» отправился в Поди. На переходе сквозь наспех заделанные деревянными пробками пробоины начала просачиваться вода, из-за чего крен достигал 10°. Один раз пришлось даже останавливать турбины, но в конце концов все закончилось успешно. Корабли прибыли в Поти, где менее чем за полтора месяца «Бодрый» был полностью отремонтирован и доукомплектован экипажем.

16 декабря 1941 года эсминец, приняв на борт 227 человек десанта, вышел в Туапсе, а оттуда - в Новороссийск. Четыре дня спустя «Бодрый» в составе отряда командующего флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского (крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Харьков» и эсминец «Незаможник») участвовал в знаменитом прорыве в осажденный Севастополь. Отряд отразил многочисленные атаки бомбардировщиков люфтваффе и доставил в город 4 тысячи бойцов 79-й бригады морской пехоты. На борту «Бодрого» в этом походе находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 т боеприпасов.

Более суток эсминец находился в Севастополе, почти непрерывно ведя огонь по вражеским самолетам и сухопутным войскам, а вечером 22 декабря ушел в Поти. Всего за этот поход «Бодрый» выпустил по неприятелю 421 130-мм, 83 76-мм, 292 37-мм снаряда и 450 12,7-мм пуль. Зенитчикам корабля удалось подбить один «Юнкерс-88».

В январе 1942 года «Бодрый» прошел планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 130-мм снаряда) и произвел высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включен в систему ПВО города. 26 марта комендоры «Бодрого» огнем из 130-мм орудий сбили вражеский самолет.

Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта. Работы уже были закончены, когда произошла трагедия. 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы. Первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов, ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала и, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась. Вторая угодила в кормовое машинное отделение, и ее взрыв вызвал огромные разрушения. Наконец, серьезный вред причинила и третья бомба, разорвавшаяся между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута.

Эсминец встряхнуло так, что некоторых моряков выбросило за борт. Дым и вырывавшийся из перебитого трубопровода раскаленный пар сделали невозможным вести зенитный огонь. Кормовой торпедный аппарат и трехметровый дальномер были сорваны со своих оснований и выброшены за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м.

Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала локализовали поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искореженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась - точнее, «повисла на волоске».

Ремонт корабля силами слабо оборудованной базы в Поти затянулся на 2,5 года. Вступил он в строй лишь 31 декабря 1944-го. К тому времени боевые действия на Черном море завершились.

За годы войны «Бодрый» прошел 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвел 72 зенитные стрельбы. Эсминец выпустил по неприятелю 1332 130-мм, 988 76-мм, 1245-мм, 1771 37-мм снарядов и 1433 12,7-мм пуль, поставил 50 мин КБ-3. На его боевом счету- 2 сбитых и 2 поврежденных вражеских самолета. Торпедное и противолодочное оружие ему использовать не пришлось.

Изготовитель Артиллерия Зенитная артиллерия 3 x 45-мм полуавтоматические пушки 21-К (позднее - 37-мм автоматические пушки 70-К), 4 x 12,7-мм зенитные пулемёты ДШК

Предпосылки к строительству корабля [ | ]

В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР одобрил программу военно-морского строительства, в которой предусматривалось создание новых, более эффективных эскадренных миноносцев, и объявил о создании Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), главным инженером которого был назначен В. А. Никитин , а ответственным исполнителем работ - П. О. Трахтенберг. Комиссия Союзверфи во главе с В. А. Никитиным в 1932 году отправилась в Италию для изучения технико-тактических характеристик итальянских эсминцев судостроительной фирмы «Ансальдо» и дальнейшей корректировки своего проекта. Ознакомившись с документацией, инженеры официально внесли корректировки в свой проект. Таким образом, основой для кораблей проекта 7 стали итальянские эсминцы этого типа. 21 декабря проект был утверждён Союзом Труда и Обороны.

Стараниями ЦКБС-1 новые корабли данного типа оказались одними из лучших в мире: ни по боевым качествам, ни по показателям стрельбы, ни по скорости хода, качеству энергетической установки и надёжности эсминцы проекта 7 не уступали даже германским образцам. Но главной заслугой советских конструкторов стало то, что такая крупная серия кораблей была построена своевременно ещё до начала Великой Отечественной войны. Головным кораблём данного проекта стал именно эсминец «Бодрый».

Строительство эсминца и предвоенная служба [ | ]

Эскадренный миноносец «Бодрый» был заложен 31 декабря на заводе имени 61-го Коммунара в Николаеве. Спуск на воду состоялся 1 августа , а сам корабль вошёл в строй 6 ноября . В ходе заводских и приёмных испытаний были выявлены некоторые дефекты конструкции корабля, вследствие чего были дополнительно укреплены главные котлы, оборудовано раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменены торпедные аппараты и артиллерия главного калибра, а также переделана изоляция во всех помещениях. Позднее на следующих эсминцах данного типа усовершенствования шли во время строительства. Дважды корабль прошёл ремонты до войны: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве на заводе № 198 и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе на заводе № 201. Также в апреле на эсминце заменили 130-мм орудия Б-13 первой серии на вторую. В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу .

Великая Отечественная война [ | ]

Оборона Одессы [ | ]

Начало войны эсминец встретил в Севастополе, где производил чистку и щелочение паровых котлов. С начала боевых действий он нёс дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы и прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии . В июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом. В августе 1941 года он участвовал активно в обороне Одессы : сопровождал транспорты с припасами и подкреплениями, отражал авианалёты, обстреливал сухопутные позиции противника. При помощи береговых корректировочных постов экипаж эсминца эффективно боролся с вражескими силами и даже получил благодарность командования Одесской военно-морской базы за уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий.

В январе 1942 года «Бодрый» прошёл планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 снаряда калибром 130 мм) и произвёл высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включён в систему ПВО города. 26 марта огнём из 130-мм орудий моряки сбили вражеский самолёт. Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта.

Бомбардировка в Поти [ | ]

Работы уже были закончены, когда произошла трагедия: 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы: первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов и ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала, а затем, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась; вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась; третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Взрыв был огромной силы, и несколько моряков были выброшены ударной волной за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м. Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось локализовать поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искорёженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась. Два с половиной года шёл ремонт корабля, и лишь 31 декабря , когда боевые действия на Чёрном море уже завершились, эсминец вступил в строй.

За годы войны он прошёл 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвёл 72 зенитные стрельбы, выпустил по неприятелю следующее количество снарядов:

  • 1332 снаряда калибра 130 мм
  • 988 снарядов калибра 76 мм
  • 12 снарядов калибра 45 мм
  • он был превращён в плавучую мишень и вскоре посажен на прибрежную отмель у Тендровской косы, где сохранился и по сей день.

    Командиры [ | ]

    Ссылки [ | ]

    • Эскадренный миноносец «Бодрый» на сайте Черноморского флота РФ (рус.)

«Бодрый» - эскадренный миноносец типа «Буйный», принявший участие в Цусимском сражении.До 9 марта 1902 - «Пескарь».
В составе Второй Тихоокеанской эскадры
: в 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи

Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 4 мая 1902 года, вступил в строй 19 сентября 1902 года.
После вступления в строй отправился на Дальний Восток с

отрядом А. А. Вирениуса, однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.
Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием капитана 2-го ранга П. В. Иванова.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Бодрый» входил в состав 2-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении контр-адмирала О. А. Энквиста. Утром 15 мая «Бодрый» взял на борт команду с гибнущего миноносца «Блестящий».
Было принято решение уйти в Шанхай, где принять уголь и попытаться самостоятельно прорваться во Владивосток.Но на следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 17 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса.
Вскоре терпящий бедствие «Бодрый» был замечен с английского парохода «Квейлин», который на буксире привёл русский корабль в Шанхай. Там миноносец разоружился до окончания военных действий.

Служба в составе Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Бодрый» был включён в состав Сибирской флотилии. В 1907 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах и перевооружением. 12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии, затем был захвачен японскими войсками.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ и сдан на слом.

Служба

Класс и тип судна - Эскадренный миноносец.

Порт приписки - Санкт-Петербург,Владивосток.

Организация - Вторая Тихоокеанская эскадра,Сибирская флотилия.

Изготовитель - Невский завод.

Выведен из состава флота - 1925 год.

Статус - Разобран.

Основные характеристики

Водоизмещение - 440 т.

Длина - 64,1 м.

Ширина - 6,4 м.

Осадка - 2,82 м.

Двигатели - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла Ярроу.

Мощность - 5700 л. с. (4,2 МВт).

Движитель - 2.

Скорость хода - 26,06 узла (48,3 км/ч).

Дальность плавания - 1200 морских миль 12-узловым ходом.

Экипаж - 4/62 чел.

Вооружение

Артиллерия - 1 × 75-мм/50,5 × 47-мм/35 Гочкиса,2 × 7,62-мм пулемёта.

2 × 75-мм,6 × 7,62-мм пулемётов.

Минно-торпедное вооружение - 3 × 381-мм ТА


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Бодрый»
до 9 марта 1902 - «Пескарь»

Эскадренный миноносец «Бодрый»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Порт приписки Санкт-Петербург
Владивосток
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Сибирская флотилия
Изготовитель Невский завод
Спущен на воду 4 мая 1902 года
Введён в эксплуатацию 19 сентября 1902 года
Выведен из состава флота 1925 год
Статус Разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 440
Длина 64,1
Ширина 6,4 м
Осадка 2,82 м
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла Ярроу
Мощность 5700 л. с. (4,2 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 26,06 узла (48,3 км/ч)
Дальность плавания 1200 морских миль 12-узловым ходом
Экипаж 4/62 чел.
Вооружение
Артиллерия 1 × 75-мм/50,
5 × 47-мм/35 Гочкиса,
2 × 7,62-мм пулемёта
С 1909:
2 × 75-мм,
6 × 7,62-мм пулемётов
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм ТА
(С 1909 - 2)

В составе Второй Тихоокеанской эскадры

Служба в составе Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Бодрый» был включён в состав Сибирской флотилии . В 1907 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах и перевооружением. 12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии, затем был захвачен японскими войсками.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ и сдан на слом.

Командиры миноносца

Чины миноносца

  • Яцук Николай Александрович - с апреля 1904 по декабрь 1905 года - судовой инженер-механик

Напишите отзыв о статье "Бодрый (миноносец)"

Примечания

  1. Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3
  2. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого И. В. Сытина , 1911-1915.
  3. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.

Литература

  • «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации; Афонин, Н. Н. - Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3
  • Александровский Г. Б. Цусимский бой. - Нью-Йорк: Rossiya Publishing Company, Inc., 1956.
  • Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бодрый (миноносец)

Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.

Зенитная артиллерия

Предпосылки к строительству корабля

В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР одобрил программу военно-морского строительства, в которой предусматривалось создание новых, более эффективных эскадренных миноносцев, и объявил о создании Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), главным инженером которого был назначен В. А. Никитин , а ответственным исполнителем работ - П. О. Трахтенберг. Комиссия Союзверфи во главе с В. А. Никитиным в 1932 году отправилась в Италию для изучения технико-тактических характеристик итальянских эсминцев судостроительной фирмы «Ансальдо» и дальнейшей корректировки своего проекта. Ознакомившись с документацией эсминцев типа «Мистрале» , инженеры официально внесли корректировки в свой проект. Таким образом, основой для кораблей проекта 7 стали итальянские эсминцы этого типа. 21 декабря проект был утверждён Союзом Труда и Обороны.

Стараниями ЦКБС-1 новые корабли данного типа оказались одними из лучших в мире: ни по боевым качествам, ни по показателям стрельбы, ни по скорости хода, качеству энергетической установки и надёжности эсминцы проекта 7 не уступали даже германским образцам. Но главной заслугой советских конструкторов стало то, что такая крупная серия кораблей была построена своевременно ещё до начала Великой Отечественной войны. Головным кораблём данного проекта стал именно эсминец «Бодрый».

Строительство эсминца и предвоенная служба

Эскадренный миноносец «Бодрый» был заложен 31 декабря на заводе имени 61-го Коммунара в Николаеве. Спуск на воду состоялся 1 августа , а сам корабль вошёл в строй 6 ноября . В ходе заводских и приёмных испытаний были выявлены некоторые дефекты конструкции корабля, вследствие чего были дополнительно укреплены главные котлы, оборудовано раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменены торпедные аппараты и артиллерия главного калибра, а также переделана изоляция во всех помещениях. Позднее на следующих эсминцах данного типа усовершенствования шли во время строительства. Дважды корабль прошёл ремонты до войны: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве на заводе № 198 и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе на заводе № 201. Также в апреле на эсминце заменили 130-мм орудия Б-13 первой серии на вторую. В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу .

Великая Отечественная война

Оборона Одессы

Начало войны эсминец встретил в Севастополе, где производил чистку и щелочение паровых котлов. С начала боевых действий он нёс дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы и прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии . В июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом. В августе 1941 года он участвовал активно в обороне Одессы : сопровождал транспорты с припасами и подкреплениями, отражал авианалёты, обстреливал сухопутные позиции противника. При помощи береговых корректировочных постов экипаж эсминца эффективно боролся с вражескими силами и даже получил благодарность командования Одесской военно-морской базы за уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий.

В январе 1942 года «Бодрый» прошёл планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 снаряда калибром 130 мм) и произвёл высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включён в систему ПВО города. 26 марта огнём из 130-мм орудий моряки сбили вражеский самолёт. Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта.

Бомбардировка в Поти

Работы уже были закончены, когда произошла трагедия: 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы: первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов и ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала, а затем, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась; вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась; третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Взрыв был огромной силы, и несколько моряков были выброшены ударной волной за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м. Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось локализовать поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искорёженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась. Два с половиной года шёл ремонт корабля, и лишь 31 декабря , когда боевые действия на Чёрном море уже завершились, эсминец вступил в строй.

За годы войны он прошёл 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвёл 72 зенитные стрельбы, выпустил по неприятелю следующее количество снарядов:

  • 1332 снаряда калибра 130 мм
  • 988 снарядов калибра 76 мм
  • 12 снарядов калибра 45 мм
  • 1771 снаряд калибра 37 мм
  • 1433 пули калибра 12,7 мм
    • 10.1936 - 08.1937 - Харламов Николай Михайлович
    • 194? - 07.1942 - капитан 3-го ранга Митин Владимир Михайлович
    • 16.07.1942 - 04.1944 - капитан 3-го ранга Козлов Евгений Андреевич
    • 24.04.1944 - 194? - капитан 2-го ранга Жиров Ф. В.

    Ссылки

    • Эскадренный миноносец «Бодрый» на сайте Черноморского флота РФ (рус.)