Сенсорная афазия методы диагностики. Клинико-психологический подход к задаче сенсорной афазии
Сенсорная афазия характеризуется отклонениями в устной речи или в понимании слов, вызванными нарушением в коре головного мозга. Симптоматика обычно ярко выраженная, часто у больного наблюдается неспособность строить простейшие предложения, бедный словарный запас. Сенсорная афазия возникает при органическом поражении центра мозга, отвечающего за устную речь, поэтому не всегда скудная риторика сопровождается таким же лексиконом, иногда человек знает значение слова, но не может воспроизвести вслух.
Участок мозга, который отвечает за распознавание слов и слогов, находится в левой височной зоне коры, по-научному этот отдел называется – зона Вернике. Самая распространенная форма заболевания – афазия Вернике (сенсорная), при такой патологии наблюдается заторможенность в распознавании слов, больные не различают воспроизводимые кем-то звуки, путают их, вследствие чего не могут понять звучание и значение услышанного слова.
Таким людям легко спутать звук «п» со звуком «б». Близких по звучанию слов в русском языке достаточно, например, «дочь» и «ночь», «раб» и краб» – такие слова чаще всего и путают пациенты с сенсорной афазией, причем слух здесь не играет никакой роли, он может быть стопроцентным, и человек слышит все правильно, но понимает иначе.
При этом сами пациенты разговаривают много и быстро, это связано с психологическим дискомфортом: понимая, что у них имеются проблемы с распознаванием слов, начинают компенсировать данный недостаток многословием, чаще всего их длинные предложения даже не имеют смысла, так как больные не умеют контролировать свою речь.
Данный вид сенсорной афазии Вернике возникает при поражении височной доли коры головного мозга и является самой часто встречаемой формой нарушения. Очаг поражения может задевать соседние отрезки, например, теменную область, в таком случае у пациента наблюдается не только расстройство письма, чтения и устной речи, но и отсутствие способности к последовательному счету.
Классификация патологии
Сенсорная афазия – сложное нарушение, которое имеет множество форм локализации очага поражения в мозге, проявляется различными видами и симптоматикой.
Виды заболевания:
- афазия Вернике – поражение височной доли коры головного мозга, с нарушением понимания фонетики слов. Услышанные пациентом слова совершенно не понятны по смыслу для него. Заболевание имеет несколько стадий по тяжести, если нарушение тяжелое, то страдают все отделы речи: устная (экспрессивная и импрессивная), письмо, чтение;
- – очаг поражения располагается от височной до затылочной части левого полушария, при этом наблюдается отсутствие связи между словом и значением, назвать вещь своим именем становится сложным для таких пациентов и на это уходит много времени;
- моторная афазия, в свою очередь делится на два вида:
- – очаг поражения находится в нижней части коры мозга, симптоматика наблюдается не только в проблемах с устной речью, но и с движениями, в тяжелой стадии – больной может вымучить из себя лишь некоторые звуки и совершенно не владеет мышцами языка;
- эфферентная – поражение нижних премоторных участков коры мозга, при котором происходит нарушение быстроты переключения с одного артикуляционного движения на другое;
- –очаг поражения находится в средней трети височной доли, характерно проявление нарушения слуховой и речевой памяти, когда пациент полностью воспринимает на слух речь и понимает ее, но запомнить и повторить не может. Из-за такой патологии со временем скудеет лексикон.
В медицине существует несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от уровня развития науки во время исследования развития устной речи. В нашей стране принято опираться на классификацию А.Р. Лурия, которая была изложена во время Великой Отечественной войны.
Степени развития заболевания могут быть самыми разными, все зависит от смежных нарушений или причин поражения. Если появлению болезни предшествовала травма головы или нарушение кровообращения, то у больных с сенсорной афазией резко нарушается устная речь и способность к пониманию слов.
Причины возникновения
Самой распространенной причиной сенсорной афазии, является любое воздействие на мозговую деятельность, в том числе:
- травмы головного мозга, в частности височной доли;
- растущие новообразования различной этимологии;
- инсульт;
- энцефалит, менингит;
- осложненный отит;
- аневризма сосудов головного мозга;
- эпилепсия.
Важно! Специалистами выявлено, что в отдельных случаях предшествовать сенсорной афазии могут некоторые виды психических отклонений.
Больной с сенсорной афазией не может выдавать связанную устную речь, часто замена слов и слогов проявляется и на бумаге в письменной речи, при излишней эмоциональной нагрузке поток слов становится все более путанным. При этом пациент может повторить любую фразу за врачом, но он не будет понимать, о чем она.
Симптоматика
Сенсорная афазия похожа по проявлениям на , главным отличием в симптомах является нарушение письменной речи при афазии.
Симптоматика афазии Вернике:
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Громкость и тональность сказанных слов для больного не имеет значения, он одинаково плохо понимает любую устную речь так, как будто его собеседник разговаривает на иностранном языке, то есть звуки он слышит, но смысл не понимает.
У больных с сенсорной афазией нарушено восприятие и нарушение собственной речи, происходит угасание словарного запаса, вместе с ним и интеллекта. Одно небольшое нарушение в цепочке речевого аппарата непременно несет за собой полную гибель речи у человека.
Диагностика
Диагностированием данного поражения мозга занимается целая команда специалистов: невролог, логопед, психолог, дефектолог, нейрофизиолог, психиатр. Точное заключение врачи могут поставить только после того, как удастся выяснить, где находится очаг поражения в мозге.
Способы диагностирования данного заболевания:
- проверка устной и письменной речи пациента с помощью логопедических методик;
- люмбальная пункция;
- УЗИ сосудов головного мозга, доплер сосудов;
- МРТ и МКТ;
- проверка слуховой памяти;
- магнитно-резонансная ангиография;
- кроме того, важно оценивать динамику развития болезни.
Важно! Диагностика должна быть комплексной, чтобы исключить наличие тугоухости, дизартрии и других, похожих по симптоматике, заболеваний. От правильного диагноза зависит успех борьбы с болезнью.
Лечение
Редко при легком течении заболевания речевая функция способна к самовосстановлению, поэтому особенного протокола лечения не требуется, достаточно убрать причину патологии, например, нарушение кровотока в мозге. Процесс восстановления речевой функции – длительное мероприятие, требующее много нервов и свободного времени.
Общие правила поведения родственников и близких людей больного афазией, которые помогут в борьбе с нарушениями:
- разговаривать с пациентом нужно четкими короткими фразами, медленно их проговаривая;
- нельзя постоянно поправлять больного и указывать на его ошибки, делать замечания нужно в позитивной форме, подбадривая человека;
- не стоит говорить с больным афазией, как со слабоумным;
- самое главное правило – не торопиться и не подгонять пациента, помогать формулировать мысль; иногда больному нужно лишь подсказать правильный звук, и он сможет продолжить речь самостоятельно.
Важно! Медикаментозные препараты должны приниматься больным строго по назначению врача, самостоятельным лечением можно навредить и усугубить течение заболевания.
Назначаются врачами, как вспомогательная мера в коррекционной работе, а не как основное лечение. Чаще всего, врач может выписать:
- ноотропные препараты;
- тонизирующие средства;
- антидепрессанты.
В работу логопеда входят занятия по коррекции речи с помощью компьютерного оборудования и определенного сценария артикуляционных и логопедических упражнений.
Если причиной проявления афазии названа травма, опухоль и другие механические повреждения, сначала лечат причину, потом проводят коррекционные манипуляции по восстановлению речи. Нормализация осложняется тем, что врач не может полноценно общаться с пациентом и получать от него обратную связь.
Профилактика афазии
Преодоление проявлений сенсорной афазии – долгий и трудоемкий процесс, близким нужно запастись терпением и вступить в тесное сотрудничество с логопедами и врачами. Многие логопедические и психологические центры проводят консультации для родственников без присутствия лица с сенсорной афазией, для поддержки и правильного настроя.
Для положительного результата лечения коррекция должна начинаться незамедлительно, сразу после постановки диагноза врачом. Прогноз и протокол лечения зависят от тяжести и локализации очага поражения. Быстрое восстановление речи происходит у молодых пациентов.
Профилактикой данного заболевания является предупреждение инсультов, инфекционных заболеваний мозга, травм головы. Также своевременное обнаружение новообразований в головном мозге может помочь избежать впоследствии появления афазии.
И т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения - алексией, письма - аграфией, счета - . В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.
Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная ) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте », «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.
Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.
При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это - чем едят», «это - чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.
При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.
При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.
Афазия (от греч. aphasia - утрата речи) - нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).
Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи - понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.
Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия - нарушение чтения, аграфия - нарушение письма).
Исследование афазических нарушений . Устная речь . Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) - так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная - заменой слов в предложении.
Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.
Понимание устной речи . Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.
Чтение . Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.
Синдромы афазии
. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.
Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом - нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова - наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.
Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.
При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.
Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.
Топикодиагностическое значение афазических синдромов . Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом . При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.
Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия - при поражении угловой извилины (поле 39).
Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия - систематические упражнения в речи и письме.
Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.
Что это
Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.
Схожие предпосылки имеют:
- Апраксия, при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
- Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
- Атаксия – нескоординированность действий.
В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.
Виды
Нейропсихологическая класиификация
В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии , отечественного нейропсихолога.
Лурия выделяет следующие виды:
- Акустико-мнестическая;
- Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
- Моторная:
Афферентная моторная афазия
Эфферентная моторная афазия
Динамическая афазия
Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:
Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.
Сохранена способность:
- К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
- Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.
Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.
Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:
- Проявления аграфии и алексии
- Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
- Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
- Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.
При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия . Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:
- Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
- Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).
Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.
Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:
- Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
- Дублирование отдельных кусков, замена их местами
- Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.
Диагностируется она в низу лобных долей.
Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:
- Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
- Артикуляционные нарушения
- Дикция нечеткая, смазанная
- Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).
Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.
Недуг выдает себя проблемами:
- С пересказом
- С конструированием фразы
- Скудностью словарного запаса
- С длительными монологами
Неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма
Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму-Вернике , применяющаяся за рубежом:
- Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
- Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
- Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
- Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
- (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
- Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
- Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
- Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
- Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).
Причины
У взрослых:
- Инсульт
- Неосторожное оперативное вмешательство
- Злокачественные опухоли
- Энцефалит
- Тромбы и кровоизлияния
- Болезнь Алцгеймера
Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:
- Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
- Врожденных генетических отклонений и пороков развития
- Гипоксической энцефалопатии
- Родовых травм
- Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности
Диагностика и лечение
Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.
Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:
- «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
- «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
- «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
- «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
- «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
- «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
- Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
- «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».
Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.
Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.
В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.
Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.
В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.
Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.
При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.
Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.
Навигация
Патологические реакции, протекающие в коре головного мозга, сопровождаются расстройствами, нарушениями привычных для человека функций организма. Поражение теменного, лобного или височных отделов грозит афазией – проблемами со сформировавшейся речью. В зависимости от локализации процесса, болезнь может принимать разные формы. Афазия сенсорная развивается на фоне поражения участка верхней височной извилины, а конкретно, первичного слухового поля. Состояние характеризуется яркой клинической картиной, требует комплексного подхода к лечению.
Сенсорная афазия – симптомы и типы заболевания
У патологии есть еще несколько названий: афазия Вернике, акустико-гностическая, беглая, рецептивная. В народе болезнь называют «глухотой на слова», что точно передает особенности состояния.
Недуг развивается в результате поражения зоны Вернике, отвечающей за слуховое восприятие человеком речи. Результатом становится появление трудностей с распознаванием смысла слов при сохранении способности к их восприятию и возможности повторения.
Родная речь, обращенная к больному, кажется ему иностранной, а в тяжелых случаях имеет вид белого шума.
Особенности типа акустико-гностической афазии зависят от ее симптомов:
- беглость, многословность и низкий уровень информативности речи. Пациент активно использует парафразы и иносказательные выражения, пропускает важные слова, активно использует союзы и предлоги;
- больной общается исключительно с помощью поговорок, пословиц, пересказов;
- письменная речь нарушена;
- очевидны проблемы с пониманием и восприятием сказанного. Пострадавшему не понятен смысл простых просьб или вопросов, связанных с изложением информации. При этом он способен выполнять простые команды, требующие действия. Например, больной не в состоянии ответить, как его зовут, но может повернуть голову в ответ на такую просьбу;
- пострадавший не осознает наличия у него проблем, поэтому сильно раздражается, когда окружающие не могут его понять.
Акустико-гностическая афазия редко становится единственным признаком базовой патологии. Она обычно сопровождается выраженным возбуждением, доходящим до паранойи. Носогубная складка сглаживается, что делает выражение лица застывшим, похожим на маску. Из поля зрения могут выпадать целые поля. Клиническая картина дополняется симптомами, характерными для болезни, вызвавшей речевое расстройство.
Сенсорная афазия у детей имеет свою специфику:
- симптомы возникают и развиваются в короткие сроки. При правильном подходе и отсутствии серьезных осложнений утраченные функции быстро восстанавливаются. Если в течение нескольких недель состояние ребенка не улучшается, прогноз резко ухудшается, а шансы на выздоровление падают;
- клиническая картина размытая, симптоматика скудная. Если речь еще не до конца сформирована, установить форму расстройства сложно;
- нормализация речи обеспечивается повышением активности участков коры головного мозга, расположенных в непосредственной близости от пораженных.
В детском возрасте акустико-гностическую афазию можно спутать с алалией. Первая патология приводит к проблемам с уже развившейся речью, провоцирует ее регресс. Второе расстройство характеризуется первичным отсутствием навыка.
Формы данного заболевания
В 95% ситуаций поражение зоны Вернике сопровождается снижением функциональности сенсорного речевого центра. Это приводит к дополнению стандартной картины специфическими симптомами. По набору таких признаков заболевание разделяют на несколько вариантов клинического течения.
Формы акустико-гностической афазии:
- семантическая – у пациента страдает определение взаимосвязи между словами и предметами, он не способен делать очевидные логические выводы. Сильно нарушено восприятие пространства и ориентация в нем;
- акалькулия – нарушение речевой функции строго локализовано, поэтому ограничено. Больной испытывает проблемы со счетом при сохранении других речевых форм;
- сенсорно-моторная – поражение участка коры головного мозга захватывает более внушительную площадь, из-за чего у пострадавшего нарушается артикуляция. Он не способен правильно интерпретировать слова, произнесенные другими людьми, четко выговорить их самостоятельно. Понимание проблемы отсутствует, что вызывает у пациента раздражительность, агрессию;
- тотальная – сочетание сразу нескольких типов расстройств речевой функции. Больной не понимает окружающих, сам не способен членораздельно выражать свои мысли. Деградация устной речи дополняется проблемами с письмом;
- субкортикальная –нарушено только восприятие устной речи. Пациент может читать и способен адекватно воспринимать написанную информацию;
- транскортикальная – больной не понимает и не воспринимает обращенные к нему слова, но может их повторить. Услышанное не имеет для него смысловой нагрузки и напоминает иностранный язык.
В зависимости от того, чем была спровоцирована акустико-гностическая афазия, картина перечисленных форм будет дополняться неврологическими или общими симптомами. Особенно тяжело расстройство протекает при обширных поражениях мозгового вещества, например, инсультах.
Причины возникновения патологии
В группу риска по сенсорной афазии входят пожилые люди, лица с заболеваниями сердца и сосудов.
У детей патология регистрируется значительно реже, чем у взрослых. В одних случаях повреждающее воздействие на ЦНС проявляется сразу, в других с момента появления проблемы проходит время вплоть до нескольких лет.
Афазия Вернике у взрослого может стать результатом воздействия таких факторов:
- острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульты ишемического и геморрагического типа считаются самыми частыми провокаторами расстройства;
- снижение функциональности церебральных сосудов. Эмболии, гипоксия тканей в результате сужения просвета кровеносных каналов, нестабильность кровотока представляют серьезную опасность для речевых функций головного мозга;
- черепно-мозговые травмы. Способны спровоцировать одномоментное или отсроченное повреждение структуры тканей в черепной коробке;
- доброкачественные и злокачественные образования в головном мозге;
- аневризмы церебральных сосудов. Акустико-гностическая афазия может возникнуть в результате разрыва выпячивания стенки канала или его давления на кору головного мозга в височной области;
- воспалительные поражения ЦНС;
- абсцессы, которые в височной области могут сформироваться после осложненного течения отита;
- заболевания, приводящие к дегенерации и демиелинизации тканей головного мозга, его оболочек.
В детском возрасте акустико-гностическое расстройство чаще всего становится результатом травмы головы. Особую опасность представляют осложненные роды, последствия которых могут проявиться через несколько лет. Также в качестве факторов повышенного риска выступают врожденные сосудистые патологии, опухоли, инфекции и воспалительные процессы.
Лечение сенсорной афазии
Подход к борьбе с речевыми расстройствами должен быть комплексным. Прежде всего надо выявить причину проблемы и избавиться от нее. Параллельно с этим или уже после устранения провоцирующего фактора можно подключать профильные приемы для нормализации утраченных функций. Для получения максимального эффекта не стоит ограничиваться сеансами со специалистом. Самостоятельная работа и помощь близких повышают шансы пострадавшего на выздоровление.
Методы лечения акустико-гностической афазии:
- медикаментозный – основные препараты подбираются в соответствии с типом заболевания. При ишемическом инсульте показаны тромболитики, при геморрагическом – кровоостанавливающие. Для борьбы с инфекцией или воспалением используют антибиотики, НПВС, противовирусные или противогрибковые средства. Дополнительно пациенту показаны витамины, ноотропы, нейропротекторы и лекарства, улучшающие питание тканей;
- логопедический – с помощью специальных методик, приемов, манипуляций логопед переводит издаваемые больным звуки в осмысленную речь. Это позволяет восстановить и расширить словарный запас, заново отточить артикуляцию;
- хирургический – иногда устранение причины, вызывающей акустико-гностическую афазию, возможно только при прямом воздействии на поврежденный участок мозга. Это может быть удаление опухоли, остановка кровотечения, восстановление проходимости сосуда хирургическим путем;
- дополнительные медицинские подходы – для повышения функциональности проблемной зоны ЦНС используют массаж и ЛФК, физиотерапию, иглоукалывание. Сегодня все чаще применяют компьютерные программы, призванные стимулировать зону Вернике;
- средства народной медицины – с разрешения врача пациентам рекомендуется употреблять натуральные лекарства, оказывающие благоприятное влияние на головной мозг. Сегодня все чаще используются лечебные методики, основанные на контакте с животными.
Сроки реабилитации зависят от типа повреждения головного мозга, формы акустико-гностической афазии, возраста пациента, качества выполнения медицинской программы. В одних случаях на полное восстановление уходит несколько месяцев, в других даже годы не позволяют полностью избавиться от проблемы.
Для устранения признаков акустико-гностической сенсорной афазии больному предстоит в течение длительного времени выполнять ряд особых упражнений. Они призваны стимулировать пораженный центр головного мозга, потенцировать компенсаторные свойства окружающих тканей.
Основные приемы и типы упражнений:
- использование предметных картинок для их распределения по общим признакам, выбора правильного предмета из предложенных или в соответствии с названием;
- отработка умения различать слова, близкие по звучанию;
- составление рассказов о предметах, их свойствах, действиях;
- построение логичных ответов на заданные вопросы, начиная с простейших с последующим усложнением;
- чтение про себя с пересказом и вслух;
- письмо – сначала изображение букв и слогов, затем слов и предложений.
Точный перечень приемов и специфику выполнения упражнений устанавливает лечащий врач. По мере появления признаков положительной динамики программа должна корректироваться, чтобы прогресс не останавливался.
Афазия после инсульта
Среди осложнений острого нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства занимают одно из ведущих мест. Для борьбы с акустико-
гностической афазией на фоне мозговой катастрофы реабилитационные мероприятия рекомендуется начинать как можно раньше. После стабилизации пациента можно вводить в его режим процедуры, подобранные логопедом в индивидуальном порядке. На начальном этапе хороший эффект дает исполнение песен, чтение стихов, счет, порядковое перечисление дней недели, месяцев. Работа, продолженная после выписки из стационара, способна вернуть функции, утраченные на фоне обширных поражений головного мозга.
Особенности питания при сенсорной афазии
Соблюдение определенных правил при составлении рациона способствует улучшению работы головного мозга. Делая ставку на полезные продукты, можно простимулировать обмен веществ в нервных клетках, запустить их восстановление и обновление. Также это снизит риск усугубления основной патологии, предупредит ее рецидив.
Основные принципы питания при акустико-гностической сенсорной афазии:
- в сутки должно быть 5-6 приемов пищи, состоящих из небольших порций;
- приветствуется основа рациона из нежирной морской рыбы и морепродуктов;
- мясо лучше вообще исключить из меню или отдавать предпочтение нежирной курятине, крольчатине, индейке;
- репчатый лук желательно употреблять почаще, в свежем виде;
- перекусы следует делать из орехов, свежих фруктов, ягод и овощей;
- обязательно присутствие в рационе кисломолочных изделий – творог, кефир, йогурт. Они не должны быть жирными или обезжиренными;
- на гарнир рекомендуется есть бобовые, макароны из твердых сортов пшеницы, злаки;
- планируя меню, на обед следует выделять 40% суточного объема продуктов, на завтрак – 20%. Остальное равномерно распределяется между другими приемами пищи.
При тяжелом течении болезни пациенту может понадобиться более строгая диета. Для предупреждения авитаминоза или дефицита минеральных веществ ему назначают витаминно-минеральные комплексы. В ситуациях, когда афазия сопровождается проблемами с глотанием, дополнительные требования выдвигаются к структуре пищи.
Лечение сенсорной афазии народными средствами
Применение методов нетрадиционной медицины обязательно согласовывают с лечащим врачом. Народной медицине известно немало рецептов приготовления составов, стимулирующих работу мозга, ускоряющих восстановление поврежденных клеток. При речевых расстройствах в ход пускают не только подобные лекарства, но и более необычные приемы.
Народные способы лечения акустико-гностической афазии:
- лечение лошадьми – время, проведенное с животным, снимает стресс и провоцирует выплеск положительных эмоций. На таком фоне больной расслабляется, что повышает эффективность параллельных занятий с логопедом. Дополнительным плюсом становятся сами физические нагрузки во время конных прогулок;
- лечение кошками – уникальность подхода в том, что животные способны своим мурлыканьем создавать вибрацию. Такая стимуляция становится хорошим средством от стресса и активатором высшей нервной деятельности;
- лечение дельфинами – ультразвук, излучаемый этими млекопитающими, оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Параллельно отмечается положительный эффект от общения человека с животным, который все чаще используется психологами и психотерапевтами.
Практика показывает, что люди с акустико-гностической афазией, просто проводящие время с домашними животными, восстанавливаются быстрее. Главное, чтобы эмоции от таких занятий были положительными.
Последствия и осложнения сенсорной афазии
Игнорирование речевых расстройств или попытки их самостоятельного лечения грозят прогрессированием недуга. Даже при изначально смазанной клинической картине терапия нужна срочная и комплексная. В противном случае со временем незначительные признаки перерастут в потерю навыков общения, чтения, письма, понимания окружающих. Даже при своевременном начале терапии у акустико-гностической сенсорной афазии могут развиться такие последствия, как заикание, дефекты произношения, проблемы с социальной адаптацией. Отказ от лечения основного заболевания может привести к смерти пациента.
Профилактика сенсорной афазии
Основным способом предупреждения сенсорной афазии Вернике остается профилактика болезней, провоцирующих расстройство. Здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, физическая активность, правильное питание снизят вероятность нарушения структуры тканей головного мозга. Регулярное прохождение диспансеризации позволит выявлять потенциальные риски и вовремя на них реагировать.
Обычно сенсорная афазия – это лишь одно из проявлений опасного заболевания головного мозга. Даже в случае самостоятельного развития патология способна привести к серьезным негативным последствиям, снижению качества жизни человека. При малейшем подозрении на расстройство необходимо срочно посетить невролога и пройти диагностику.
При этой, часто встречающейся форме афазии распадается представление о звуках, умение различать их на слух. Больной может принять один звук за другой, спутать их и в результате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» больной воспринимает как «бочка», а слово «дочка» -как «точка» и т.п.). Физический слух, т.е. способность слышать вообще, остается при этом сохранной. В результате страдает понимание речи: больной слышит одно, а воспринимает другое. Такая форма афазии, при которой больной плохо понимает речь, носит название афазии Вернике - по имени немецкого ученого, впервые описавшего ее. В настоящее время ее чаще называют сен-сорной афазией. Больные с сенсорной афазией, как правило, сами говорят много, торопливо, сбивчиво, с разнообразными ошибками. Они не контролируют (не слышат) того, что произносят, и пытаются восполнить это многоречием (вдруг что-нибудь да окажется «в точку»). Не в состоянии они и написать то, что хотели бы сказать. Такая афазия обусловлена поражением височной доли мозга (рис. 4а).
Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии
а - при сенсорной афазии, б - при акустико-мнестической афазии, в - при афферентной моторной афазии, г - при семантической афазии, д - при динамической афазии, е - при эфферентной моторной афазии. (поЛурия)
Рис. 4.
Моторная афазия
Существует еще одна распространенная форма афазии, которая проявляется в том, что больные теряют способность говорить, т.е. не могут произносить звуки речи и слова. Она носит название моторной. Ее называют также афазией Брока - по имени ученого, впервые описавшего ее.
Больные с моторной афазией либо совсем не говорят, либо искажают звуки речи, либо заменяют один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в полости рта. В этом случае распадаются сами схемы артикуляции. Речь больных, потерявших артикуляционные схемы звуков, прерывается паузами (поиски артикуляционной позы). В ней много ошибочных звуков, затрудняющих понимание окружающими того, что говорит больной. Иногда, замечая свои ошибки, больной либо резко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.
Почему же органы артикуляции - язык, губы, челюсти могут действовать, когда больной ест, пьет, дышит, напевает мелодию без слов и т.п., и так несостоятельны, когда больной пытается говорить? Дело в том, что помимо способности двигаться, непосредственно зависящей от состояния мышц, речевым органам нужна еще способность сформировать звук, привести в соответствие все многочисленные группы мышц, участвующие в артикуляции. Команду о том, как себя вести, мышцы получают от мозга, причем от его определенного участка, где они имеют свою «прописку». Если этот участок поврежден, то команда не поступает совсем или поступает в искаженном виде, неправильной. В результате - вместо «стол» получается «слот», вместо «папа» «мапа» и т.п. Такая афазия обозначена А.Р. Лу-рия как афферентная моторная. Она возникает при поражении нижнетеменной доли (рис. 4в). Если же больные затрудняются в произнесении серии звуков речи, т.е. слов, даже будучи способными произносить отдельные звуки речи, то имеющуюся у них афазию называют эфферентной моторной. При ней очаг поражения расположен в премоторной зоне мозга (рис. 4е)
Из сказанного ясно, что оперирование звуками речи - различение их на слух и произнесение - крайне важно для способности говорить. Недаром эти процессы регулируются основными речевыми зонами мозга.
Амнестическая, акустико-мнестическая афазия
Если больной не может правильно слышать или произносить звуки речи, то неизбежно будет затруднено понимание или произнесение им слова.
Существуют однако формы афазии, при которых больные плохо владеют словом по другим причинам. Это прежде всего забывание названий предметов, а нередко действий, качеств и пр. Больной знает, что он хочет сказать, знает основное назначение, функцию предмета, о котором идет речь, но не находит его названия. Например, он говорит: «Мне нужен... ну как его... такой длинный узенький... ну чем рисуют... (имея в виду карандаш)», или «Я люблю такой сочный, сладкий, в желтой кожуре, растет на юге» (апельсин).
Конечно, хорошо знакомые слова исчезают из памяти реже. Они прочнее входят в речь и остаются в случае болезни дольше. Обычно это названия бытовых предметов, слова этикета - «здравствуйте», «спасибо», «до свидания» и им подобные, связанные с профессиональной деятельностью человека или же его постоянными непрофессиональными интересами - увлечениями. Особенно часто забываются имена собственные: фамилии, географические названия и т.д. Часто во время поиска нужного слова речь больного сопровождается вставными оборотами, отражающими досаду. Например, вспоминая слово «телефон», больной говорит: «Ах, черт... звонить... алло... ну, как же я забыл?.. У меня дома есть... такой... ну, конечно, знаю... черт возьми!., забыл...»
Забывание слов в большинстве случаев не простое выпадение из памяти названия предмета. Сложность этого явления состоит в том, что теряются, обедняются смысловые связи между словами, а также страдает понимание переноса смысла слов, синонимов, антонимов и т.д. Так, больные с нарушениями словаря часто не могут найти обобщающего слова для группы однородных предметов (одежда, мебель, посуда и т.д.), выражение «золотая голова» понимают буквально: голова, сделанная из золота и т.д. Афазию, при которой главным симптомом является забывание слов, издавна называют амнестической. Если при этом нарушается и способность удерживать в памяти только что воспринятую речевую информацию, т.е. если страдает оперативная слухоречевая память, то такую афазию обозначают как акустико-мнестическую. За эту функцию отвечает задневисочная область левого полушария (рис. 46).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Динамическая и семантическая афазии
Слово - основная единица языка, имеющая смысл. Естественно, что недостаток слов не позволяет построить полноценное предложение. Однако бывает так, что больной знает все слова, которые входят в предложение, правильно артикулирует звуки, а соединить их вместе не может. Почему же в его речи практически нет предложений? Почему она состоит из отдельных слов? Прежде всего потому, что он «забыл» правила грамматики, потерял «чувство языка». Без этого становится невозможным правильное согласование слов между собой, и они начинают употребляться в исходной форме. Например, вместо «мужчина читает газету» больной может сказать «мужчина... читать... газета...» Или же он употребляет неправильную грамматическую форму, аналогично тому, как это делают иностранцы. Например, «мужчина... читать... газетой...». Особенно трудно больным составлять сложную фразу с придаточными предложениями или причастными оборотами. Они практически отсутствуют в речи этих больных.
За такие языковые навыки отвечают зоны мозга, расположенные в заднелобных отделах левого полушария, благодаря которым человек усваивает и использует в течение жизни правила грамматики.
Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А.Р. Лурия назвал динамической. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы - звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобной коры левого полушария (рис. 4д).
Существуют и другие грамматические знания, например те, которые позволяют нам понимать сложные обороты речи, называемые условно логико-грамматическими. Например: «ПетЮ ударил Ваня», «письмоподругИ» и «письмоподругЕ»,«отецбрата» -«брат отца» и т.д. Для того, чтобы понять эти конструкции, необходимо вычленить грамматический элемент, от которого зависит общий смысл данного оборота речи, и расшифровать, понять его. Так, оборот «письмо подруги» становится сразу понятным, если добавить слова «от моей». Фразу «письмо от моей подруги» трудно истолковать ошибочно, поскольку в ней присутствуют опорные, вспомогательные слова от моей. В логико-грамматических оборотах речи их нет, поэтому смысл зависит здесь лишь от грамматического элемента в данной конструкции, а именно от окончания в слове «подругИ ». Поэтому они так трудны для данного контингента больных.
Знаменитый русский лингвист Л.В. Щерба придумал шуточный текст, который ярко демонстрирует роль грамматических элементов в обозначении (кодировании) смысла. В этом тексте нет ни одного слова, которое существовало бы в русском языке, однако грамматическое оформление их соответствует правилам русской грамматики. Прочтите этот текст и попытайтесь расшифровать его. Как ни странно, вы увидите, что у вас складывается определенное мнение о содержании «текста». Итак: «Глокая Куздра штеко буд-ланула Бокра и курдячит бокренка». Наиболее распространенное толкование «ГлокойКуздры» выглядит следующим образом: «Какое-то животное сильно толкнуло или ударило другое животное и нянчит его детеныша». Вот так, опираясь на значение грамматических элементов, можно объяснить, на первый взгляд, бессмыслицу. Следовательно, грамматика - это не только правила связи слов в предложении, но и дополнительные значения смысла слов. Так, пальчик - это не просто палец, а маленький палец. Указание на размер содержится в грамматическом элементе слова, а именно в суффиксе -чик. Понятно, что слова «приплыть», значения в результате соединения слова «плыть» с разными грамматическими элементами.
В логико-грамматических оборотах речи грамматические элементы выступают в наиболее сложном виде. Они несут не добавочную, а основную смысловую нагрузку. Не зная, что винительный падеж существительного Петя имеет окончание -то, мы не сможем понять, что в обороте «Петю ударил Ваня» Ване отведена роль драчуна, а Пете - того, кого побили. Ошибочное понимание оборота в данном случае провоцируется к
тому же обратным порядком слов в предложении, допустимом в русском языке, но редко используемом в речи.
Афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматической стороны речи, а также слов, значение которых резко меняется от наличия или отсутствия грамматического элемента, называется семантической. Возникает она при поражении особой зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга - теменной, височной и затылочной долей полушария (рис. 4г).
Мы остановились выше на формах афазии, связанных с нарушением в использовании основных единиц языка: звуков речи, слов, предложений. При этом были представлены не все формы афазии, а лишь наиболее часто встречающиеся.*
В рамках каждой из них могут выступать, как уже обсуждалось, расстройства письма и чтения. Нарушения способное-ти писать носит название дизграфии, а читать - дислексии.
«уплыть», «заплыть» имеют совсем разныеПисьмо и чтение
Письмо менее прочный навык, чем устная речь, поскольку осваивается ребенком позже, что совпадает с более поздним появлением письменной речи в истории человечества. Поэтому больной скорее ошибется при письме, чем в устном высказывании. Практически любые расстройства устной речи, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, фраз), при афазии проявляются и в письме. Это происходит потому, что как устная, так и письменная речь представляют собой разные способы выхода наружу внутренней речи, которая всегда предшествует тому, что человек хочет сказать или написать. Эту внутреннюю речь часто называют замыслом. Здесь необходимо не только преобразование замысла высказывания в соответствующие единицы речи (звуки, слова, фразы), но и перешифровка звуков речи (точнее, заключенных в них фонем) в букву (графему). Если связь фонемы и графемы до заболевания была полнойи прочной, то она сохраняется в той или иной мере даже при грубых нарушениях устной речи. В противном случае она распадается, и требуется «посредник» для того, чтобы фонема и графема вновь соединились. Главным посредником в этом является артикуляция. Ведь ребенок учится писать, усиленно проговаривая каждый звук, который должен превратиться в букву.Как мы уже знаем, существуют формы афазии (сенсорная и моторная), при которых страдают преимущественно звуки речи. Одни больные не различают их на слух, другие - не знают, как произнести. Эти «неполноценные» звуки большинству больных трудно использовать в качестве посредников для того, чтобы перевести в буквы. Вследствие этого возникают специфические ошибки в письме. В письменной речи афазиков выступают также ошибки в употреблении слов, но это является отражением общего дефекта.
Ниже приведены образцы письма больных с афазией:
Моторная афазия
Очень важно, на наш взгляд, остановиться на том, что состояние именно письменной речи часто отличает афазию от дизартрии. Внешне достаточно легко спутать нарушения устной речи при афазии с дизартриями, поскольку дизартрия является так же, как и афазия, следствием локального поражения (очага) в одной из речевых зон мозга. При афазии больной ошибается в звуках речи, словах и грамматике, потому что потерял должное представление об их роли в языке. При дизартрии же все эти «языковые» представления остаются сохранными, но больной не может говорить «по техническим причинам» - из-за паралича (пареза) речевой мускулатуры. У этой категории больных, в отличие от больных с афазией, нет «сбоев» во внутренней речи, поэтому в письменной форме они могут выразить свой замысел, а в устной - нет, так как у них отсутствуют нарушения письма как таковые.
Таким образом, при афазии нарушается и устная речь, и письменная (как правило, письменная речь страдает более грубо), при дизартрии - преимущественно устная.
Все сказанное справедливо для русского языка и языков с фонетическим, как говорят лингвисты, письмом, когда звуки речи записываются в виде букв. Однако существуют и другие языки, где иная система письма, например, японский, китайский и им подобные, в которых пишут рисунками-знаками, обозначающими целое слово или предложение - иероглифами. В старину иероглифы изображали то или иное понятие и по рисунку можно было догадаться, о чем идет речь. Со временем рисунки становились все более условными. Они принципиально по-другому, чем при звуковом (фонетическом) письме, передают информацию. Иероглиф - это не буква, и ему соответствует не звук речи, а целое слово. Поэтому человек, пишущий иероглифами, может написать слово, даже если не знает, какие в него входят звуки. У больного-афазика японца или китайца, допускающего ошибки в звуках при устной речи, не бывает, как правило, ошибок в письме. Другое дело, если этот больной затрудняется в выборе нужного слова. Тогда он может вместо одного иероглифа написать другой, и в его письме появятся ошибки.
Современные научные разработки позволяют говорить о том, что буква - это продукт деятельности левого полушария, а иероглиф - правого. Поскольку к афазии приводят в основ ном левополушарные очаги, то «левополушарная» буква оказывается нарушенной, а «правополушарный» иероглиф - нет.
Письмо и чтение по существу очень похожи, т.к. имеют дело с общим средством передачи информации, с общим знаком, а именно - с буквой. Чтение по структуре проще письма, т.к. здесь необходимо только узнавать уже готовые буквы и слова, а при письме - самостоятельно изображать их. Поэтому чтение при афазии нарушается обычно в меньшей степени, но качественно так же, как и письмо.
Вместе с тем, существует и особый вид нарушения чтения. Как правило, он выступает изолированно, т.е. без афазии, но может и сочетаться с ней. Этот вид расстройства чтения проявляется в том, что больной перестает узнавать букву. Он либо совсем не воспринимает ее графический образ, либо воспринимает искаженно: чаще всего больные путают направление элементов, составляющих букву (расположение вверху-внизу, справа-слева и т.д.). Этот вид дислексии (алексии, если способность читать потеряна полностью) носит название оптической*
Оптической эта алексия названа потому, что мы воспринимаем букву оптически, т.е. зрительно.
Некоторые больные с этой формой нарушения чтения совсем не могут читать, т.к. вообще не узнают букв, другие - допускают при чтении разнообразные ошибки, связанные с искажением восприятия буквы. Поскольку узнавание буквы происходит очень медленно, больные часто прибегают к чтению по догадке и делают в связи с этим много смысловых ошибок. В то же время больные с дислексией (алексией), независимо от ее вида, в состоянии узнавать слова, которые они прежде часто читали, а теперь воспринимают целиком, как картинку, точнее как иероглиф. Например, слова СССР, ЛЕНИН, МОСКВА и др., а также ряд слов и фраз, хорошо знакомых в связи с профессией, жизненными интересами и склонностями. Многих родственников удивляет, что больной, не умеющий ни говорить, ни писать, не помнящий ни одной буквы, способен вдруг отыскать в программе телевидения интересующую его передачу или прочитать газетный заголовок. Эти больные не прочитывают, а узнают слова и заголовки по тому же принципу, по которому узнают иероглифы. Так что способность больных с тяжелой формой афазии кое-что прочитывать не опровергает кардинальных теоретических положений об афазии, а иллюстрирует те многочисленные тонкости, которые присущи расстройству такой сложной функции как речь.
Итак, инсульт или черепно-мозговая травма приводят к тяжелому расстройству речи, которое носит название афазии. Афазия может выступать в различной форме, в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения и соответственно от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступными для использования в речи. Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи или только слов, или только предложений. Не может быть также изолированных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия - это системное расстройство речевой функции человека. Только при одной форме афазии главным будет нарушение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при другой - будут страдать прежде всего слова, а все остальные расстройства будут являться следствием этого нарушения.
Помимо общих черт, характерных для группы больных с той или иной формой афазии, могут иметь место индивидуальные проявления афазии, которые зависят от характера больного, его образования, профессии, уклада жизни до заболевания и т.д. Это необходимо учитывать, имея дело со взрослым больным, личность которого и социальное положение к моменту заболевания уже были сформированы.
Наконец, следует иметь в виду, что разные больные, даже с одной и той же формой афазии, могут существенно различаться по степени активности, так как мозг разных больных по-разному реагирует на «поломку». У одних больных резко выражено так называемое охранительное торможение: они инертны, часто «застревают» на каком-либо действии, не в состоянии перейти к следующему. В разное время дня и в разные периоды заболевания степень общей заторможенности таких больных также может быть неодинаковой. У других больных наблюдается суетливость, непоследовательность в поведении. Для обеих групп больных характерна повышенная утомляемость, они быстро устают и как бы выключаются из активной
деятельности. Это объясняется тем, что восстановлением энергозатрат ведают образования, расположенные в глубинных (верхнестволовых) отделах мозга. Из-за наличия очага поражения нарушаются нервные связи, и нейроны коры головного мозга испытывают затруднения в восполнении истраченной энергии. Часто родственники таких пациентов считают их ленивыми, жалуются на то, что они не прикладывают должных усилий к лечению и обучению. Необходимо предостеречь родных больного от подобных поспешных выводов. Наши многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что ленивых больных практически не существует. Только в исключительных случаях больные проявляют инертность, связанную с ленью как с чертой характера. Как правило же, недостаточная активность больного - результат либо индивидуальной реакции на болезнь, либо распространения очага поражения в глубокие зоны мозга или в его самые передние лобные области, являющиеся главными регуляторами психической деятельности человека. Поэтому, прежде чем упрекать больного в лености, следует выяснить, не является ли такое состояние следствием заболевания, а затем продумать ряд мер по вовлечению его в активную деятельность, по уменьшению истощаемости его внимания и т.д. Установлено, что мышечная активность увеличивает энергоресурсы мозговых структур, обеспечивающих активность, необходимую для нормального поведения.