Как общество влияет на социализацию. Что такое социализация личности



    • Введение
      • 1. Социализация как социокультурное явление
      • 2. Связь образования и культуры общества
      • 3. Концепция «значимый другой» в процессе социализации
      • Заключение
      • Список литературы

Введение

Далеко не все, что связано с развитием, может быть названо обучением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы, тем не менее, нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма и его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Цель данной работы - проследить влияние образования и социализации личности на общество.

Рассмотреть процесс социализации;

Выявить связь образования и культуры общества;

Изучить концепцию «значимый другой» в процессе социализации.

1. Социализация как социокультурное явление

Социализация -- это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. .

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.). Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:

1.макрофакторы - страна, государство, общество, культура;

2.микрофакторы - семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации;

3.мезофакторы - этнос, региональные условия, тип поселения, СМИ Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 1987. .

Социальное развитие - процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

2. Связь образования и культуры общества

Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». Этот принцип пришел на смену выдвинутому чешским педагогом Я.А. Коменским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части Коменский Я.А. Избр. педагог. труды. - М.: Педагогика, 1999. . Принцип «культуросообразности» сформулирован А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», т. е. в контексте культуры, ориентируясь на ее характер и ценности, на освоение достижений и воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

Постфигуративную;

Кофигуративную;

Префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества и т. д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни». Прожитое взрослыми -- это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры тысячелетиями характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, сектах, диких племенах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную систему в смысле следования более авторитетным людям в нормах, поведении и т. д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником -- ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2003. .

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (её типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование характеризуется поиском решения этого противоречия.

3. Концепция «значимый другой» в процессе социализации

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» -- это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, -- это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным Психология. / Под ред. Вороновой А.В. - СПб.: Питер, 2004. .

Заключение

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

Наследственность -- это отражение биологического. Носители наследственности -- гены (в пер. с греч. «ген» -- «рождающий»). Человек наследует видовые задатки, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи. К наследственным относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Психические расстройства (например, шизофрения), болезни крови (гемофилия), эндокринные расстройства (карликовость) также передаются по наследству.

Среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то они имеют в виду среду социальную и домашнюю. Социальная среда -- это дальнее окружение, под ним понимаются такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. Ближняя среда -- это семья, родственники, друзья. Развивающая среда - это окружающая обстановка, в которой происходит наиболее благоприятное развитие. Социальная ситуация развития -- социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

Список литературы

1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2003.

2. Коменский Я.А. Избр. педагог. труды. - М.: Педагогика, 1999.

3. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005.

4. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. - СПб.: Питер, 2004.

5. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 1987.

Подобные документы

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Гендерная социализация как проблема глобального общества. Современное общество Беларуси и проблема его гендерной социализации. Меры по реализации гендерной политики. Содержание понятия "Gender". Общественное доверие как показатель социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Проблемы социализации личности и языковой политики. Место языковых норм среди ценностей в постсоветском пространстве. Реформы высшего образования, их роль в формировании студенческой среды. Отражение социализации личности студента на усвоении языков.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2015

    Понятие личности и основные факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Сущность и этапы процесса социализации, его значение в обществе. Групповой и уникальный индивидуальный опыт, направления его использования. Роль культуры в социализации.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2014

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

Онтологические трансформации всех аспектов жизнедеятельности привели к формированию нового общества, в котором теоретическое знание становится главным источником формирования политики, внедрения инноваций – постиндустриального общества постмодерна. Постмодерн представляет собой качественно новое общественное состояние, достигнутое индустриальными обществами, которые прошли длительный путь эволюционного развития.

Подходы к пониманию социализации в постмодерном обществе

Отличительные характеристики нового общества находят свое отражение в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В постмодерную эпоху отмечается резкий рост социального и культурного многообразия, социальные процессы становятся более многообразными, у людей появляются новые мотивы и стимулы, обусловленные воздействием культурных факторов.

С точки зрения социализации личности новая эпоха несет с собой такие требования, как:

  • отказ от этноцентризма,
  • утверждение плюрализма,
  • внимания к личности, ее субъективным переживаниям,
  • дифференциацию культурного единообразия.

Другими словами, многочисленные постиндустриальные трансформации приводят к перестройке личностного содержания современного человека, изменению сущности процессов социализации.

Определение 1

По своей сути социализация представляет собой процесс, в результате реализации которого осуществляется установление того или иного типа взаимоотношений между личностью и обществом.

На различных этапах исторического развития указанное взаимоотношение представляет собой соотношение индивидуального и социального в личности, ее ориентацию на приоритет общественных или личных интересов, сформированных в результате социализации.

Роль социализации личности в процессе обеспечения сохранности общества

Общество, стремящееся к самосохранению, обеспечению бесконфликтности, старается наделить новое поколение умениями и навыками группового выживания, выработанными и принятыми именно в данном обществе.

Другими словами, главной целью социализации с позиций обеспечения сохранности и развития общества выступает формирование индивидуума, действующего именно как компонент этого общества, обладающего его опытом и несущего его признаки.

Взаимосвязь личности, общества и культуры

Личность и социум выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. И личность, и социум существуют и развиваются в рамках определенной культурной модели.

Личность – субъект взаимодействия; общество представляет собой совокупность субъектов взаимодействия, а культура – совокупность значений, норм и ценностей, которыми обладают взаимодействующие субъекты, объективирующие и раскрывающие эти значения.

Влияние постмодерного общества на социализацию личности

Кардинальные институциональные трансформации в России в последние годы существенно деформировали все аспекты социальной действительности, в том числе исказили процессы взаимодействия личности, общества и культуры. Традиционные для российского общества институты социализации, включая систему образования, семью, воспитание и пр. в настоящее время потеснены ценностями и институтами культуры массового общества.

В результате усиления влияния массовой культуры, становления общества потребления смыслом человеческого бытия и его самоцелью становится престижное статусное потребление, приобщение к миру красивых, престижных вещей. Средство становится целью, что приводит к отчуждению личности от мира духовных ценностей, деформируя структуру их освоения, что, в свою очередь, приводит к возникновению существенных затруднений в процессе реализации социализации как процесса обеспечения преемственности поколений.

Макрофакторы социализации, их общая характеристика. Страна как фактор социализации

макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т.е. быть колонией или подопечной территорией). На территории одной страны могут существовать несколько государств (вспомним разделенные Германию и Вьетнам, а сегодня Китай и Корею).

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны. Природно-географические условия - это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. То, как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство

Понятие факторов социализации, их классификация.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным колличеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов). Третья мезофакторы - (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Общество как макрофактор социализации. Влияние современного российского общества на социализацию его членов.

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо в том числе и потому, что в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось, а на уровне обыденного сознания и до сих пор отождествляется с государством. Последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрождения а во многом и создания заново структур гражданского общества Он потому столь труден, что затрагивает коренные основания жизни. В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса. Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, устоявшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в обществе. В то же время именно он обычно представляет собой силу, стабилизирующую общество.

Онтологические трансформации всех аспектов жизнедеятельности привели к формированию нового общества, в котором теоретическое знание становится главным источником формирования политики, внедрения инноваций – постиндустриального общества постмодерна. Постмодерн представляет собой качественно новое общественное состояние, достигнутое индустриальными обществами, которые прошли длительный путь эволюционного развития.

Подходы к пониманию социализации в постмодерном обществе

Отличительные характеристики нового общества находят свое отражение в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В постмодерную эпоху отмечается резкий рост социального и культурного многообразия, социальные процессы становятся более многообразными, у людей появляются новые мотивы и стимулы, обусловленные воздействием культурных факторов.

С точки зрения социализации личности новая эпоха несет с собой такие требования, как:

  • отказ от этноцентризма,
  • утверждение плюрализма,
  • внимания к личности, ее субъективным переживаниям,
  • дифференциацию культурного единообразия.

Другими словами, многочисленные постиндустриальные трансформации приводят к перестройке личностного содержания современного человека, изменению сущности процессов социализации.

Определение 1

По своей сути социализация представляет собой процесс, в результате реализации которого осуществляется установление того или иного типа взаимоотношений между личностью и обществом.

На различных этапах исторического развития указанное взаимоотношение представляет собой соотношение индивидуального и социального в личности, ее ориентацию на приоритет общественных или личных интересов, сформированных в результате социализации.

Роль социализации личности в процессе обеспечения сохранности общества

Общество, стремящееся к самосохранению, обеспечению бесконфликтности, старается наделить новое поколение умениями и навыками группового выживания, выработанными и принятыми именно в данном обществе.

Другими словами, главной целью социализации с позиций обеспечения сохранности и развития общества выступает формирование индивидуума, действующего именно как компонент этого общества, обладающего его опытом и несущего его признаки.

Взаимосвязь личности, общества и культуры

Личность и социум выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. И личность, и социум существуют и развиваются в рамках определенной культурной модели.

Личность – субъект взаимодействия; общество представляет собой совокупность субъектов взаимодействия, а культура – совокупность значений, норм и ценностей, которыми обладают взаимодействующие субъекты, объективирующие и раскрывающие эти значения.

Влияние постмодерного общества на социализацию личности

Кардинальные институциональные трансформации в России в последние годы существенно деформировали все аспекты социальной действительности, в том числе исказили процессы взаимодействия личности, общества и культуры. Традиционные для российского общества институты социализации, включая систему образования, семью, воспитание и пр. в настоящее время потеснены ценностями и институтами культуры массового общества.

В результате усиления влияния массовой культуры, становления общества потребления смыслом человеческого бытия и его самоцелью становится престижное статусное потребление, приобщение к миру красивых, престижных вещей. Средство становится целью, что приводит к отчуждению личности от мира духовных ценностей, деформируя структуру их освоения, что, в свою очередь, приводит к возникновению существенных затруднений в процессе реализации социализации как процесса обеспечения преемственности поколений.

Социализация

Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров -- в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

Социализация -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:

· Ранний детский (0-3)

· Дошкольное и школьное детство (4-11)

· Отрочество (12-15)

· Юность (16-18)

Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:

· адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

· индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

· интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать так, сказать «популярным» детям. Ребенок изменяется, чтобы быть наравне со своими друзьями, он может изменить свой характер, свои привычки.

В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -- мировоззренческие -- этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». В этом возрасте подросток хочет самоутвердиться в обществе, он хочет показать свою независимость и самостоятельность.

На человека может также влиять и СМИ. Например, реклама побуждает купить определенный товар.