Проект на тему вода и ее свойства. Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей средней группы
Дата публикации: 02.06.17
« Вода и ее свойства» для детей средней группы.
«Вода – это бесценный дар природы,
который нужно бережно сохранять».
Актуальность:
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение - естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший « строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
Вид проекта: Познавательный
Сроки реализации : Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта :
Дети
Педагоги
Родители
Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
5. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Этапы проекта:
Подготовительный:
Выбор темы;
Постановка проблемы;
Определение цели и задач исследовательской работы;
Изучение методической литературы;
Обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
Разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
Занятия;
Наблюдения на прогулках;
Игры-эксперименты;
Чтение художественной литературы;
Работа с родителями.
Заключительный этап:
Повторное обследование детей;
Итоговое занятие по теме « Волшебница - вода»;
Создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;
Создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
Формы работы:
Оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
Оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
Проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
Дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо - плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
Наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
Чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,
«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой
Беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
Опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»)
Опытно-экспериментальная деятельность
в рамках проекта «Вода и ее свойства»
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод:
Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель : Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная».
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить ребенку найти прозрачные предметы в комнате (стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребенок опустит в стакан мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод : Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ.
Цель: Выявить свойства воды.
Взять два стакана с водой. В первый стакан добавляем 1 ложки соли, и хорошо размешиваем. Соль растворится в воде.
В другой стакан добавляем 1 ложку сахара и тоже размешиваем.
Сахар также растворится в воде.
Вывод: соль и сахар растворяются в воде.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
“Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества”
А.М. Алпатьев
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Целевая аудитория: дети 5 лет, их родители, педагоги ДОУ, специалисты Федерального агентства водных ресурсов города Мурманска.
Организатор: воспитатель Осокина Елена Геннадьевна.
Актуальность проекта: вода - самое распространённое вещество в природе. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Без воды не могут существовать все живые организмы на планете: растения, животные, человек.
Проблема проекта: вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.
Цель проекта: формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи проекта:
- Расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
- Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
- Становление эмоционально-нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Формы организации проекта: опыты, беседы, познавательные занятия, наблюдения, дидактические и подвижные игры.
Виды деятельности: игровая, речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой.
Ожидаемый результат: у детей сформируются начальные представления об объекте неживой природы – воде, как источнике жизни живых организмов. Появятся исследовательские умения.
План подготовки и реализации проекта:
I этап: подготовительный (2 недели).
Деятельность педагогов:
- Постановка познавательной задачи.
- Подобрать и изучить литературу по теме проекта.
- Пополнить уголок экспериментирования оборудованием.
- Разработать и оформить опорные схемы опытов по теме проекта.
- Подобрать цикл экологических бесед по теме проекта.
- Подобрать картотеку загадок, пословиц о воде.
- Подобрать цикл занятий по познавательной, продуктивной деятельности по теме проекта.
- Создать наглядный материал к дидактическим играм.
- Подобрать музыкальный материал по теме проекта.
- Разработать сценарий развлечения о воде.
- Разработать итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей по теме проекта.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Выпуск экологической листовки “Чудесная сила воды”.
- Оформить консультации для родителей: “Водоёмы Кольского полуострова”, “Как вести себя у воды”.
Сотрудничество со специалистами мурманского агентства водных ресурсов:
- Конкурс рисунков “Где мы встретим воду”.
- Презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
- Природоохранная акция “Каждая капля важна”.
II этап: исследовательский (основной).
Совместная деятельность педагога с детьми:
- Вход в игровую ситуацию: внести персонаж
Капелька.
Задачи : познакомить детей с постоянным персонажем проекта. - Дидактическая игра “Где живут капельки в
детском саду?”
Задачи : стимулировать выдвижение детьми предположений об изучаемом объекте – воде, проверка предположений, побуждать к самостоятельному формулированию выводов. - Дидактическая игра “Разложи по порядку”.
Задачи : усвоить детьми алгоритм мытья рук, используя карточки, воспитывать культурно-гигиенические навыки. - Беседа “Вода, какая она?” (познакомить детей с понятием “вода”).
- Фотовыставка “Всем нужна вода”.
Задачи : формировать у детей эмоциональную заинтересованность к объекту неживой природы – “воде”, обратить внимание на значение воды в жизнедеятельности всех живых организмов. - Неделя проведения опытов и экспериментов
в лаборатории по теме “Вода – Великий
растворитель”. Опыты: “Что растворяется в
воде?”, “Как сделать воду сладкой?”,
“Разноцветная вода”. Игры-эксперименты с водой:
“Что плывёт, а что тонет?”.
Задачи : познакомить детей с основными химическими и физическими свойствами воды. - Сочинение экологической сказки
“Приключения Капельки”.
Задачи : развивать интерес к познанию круговорота воды в природе, учить последовательно составлять сюжет с опорой на личные наблюдения и опыт. - Ознакомление с художественной литературой:
“Солнечная капля”
Э. Шим, “Весенний
разговор” С. Погореловский, “Ручей”, “Весенние
радости” Н. Сладков, загадки, пословицы о воде.
Задачи : закрепить знания детей о весенних изменениях в неживой природе: таяние снега, сосульки, расширять знания о воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Продуктивная деятельность:
- Рисование “Вода, вода – кругом вода!”
Задачи : закреплять нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг, воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение воды. - Рисование иллюстраций к экологической
сказке “Приключения Капельки”
Задачи : отображать сюжет сказки, закреплять умение изображать животных, птиц. - Аппликация “Рыбки плавают в водице”
(коллективная)
Задачи : осваивать технику оригами, развивать цветовое восприятие, ориентироваться на плоскости. - Серия экологических наблюдений в природе
по
теме: “Рождение сосульки”, “Таяние снега”,
“Маленькое море - лужа”.
Задачи : развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой. - Познавательное занятие с элементами
поисково-исследовательской деятельности
“В
гостях у Повелительницы Воды”.
Задачи : обобщить знания детей о назначении воды в жизни, закрепить физические и химические свойства воды, воспитывать бережное отношение к воде. - Природоохранная акция “Каждая капля важна
”
(совместно со специалистами БВУ г. Мурманска).
Задачи : воспитывать бережное отношение к расходованию воды в ДОУ. - Труд в уголке природы: уход за комнатными
растениями.
Задачи : закрепить знание структуры трудового процесса, о потребности растений в воде, воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
III этап: заключительный.
- Выставка рисунков “Вода вокруг нас”.
- Развлечение “Волшебница Вода” (к всемирному дню воды 22 марта).
- Презентация экологического журнала “Вода – наша помощница”.
- Презентация водного кодекса для детей (специалисты мурманского БВУ).
Результаты реализации проекта “Вода – источник жизни”:
Для детей:
- Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
- Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
- Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
- Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
- Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
- Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
- Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
- Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
- Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская работа:
- Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
- Выставка художественной литературы “Мир воды”.
- Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
- Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
- Выпущена две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
- Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
- Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Руководитель: Видикова Е.С. (воспитатель). УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ГРУППЫ № 5 Исследовательский проект «Волшебные свойства воды» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1021"
Цель: поддерживать у детей старшего дошкольного возраста интерес к экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность. Задачи: Активизировать творческое мышления детей. Выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса) Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную форму-пар, твердую лед, и жидкую форму) Подготовить украшения для участка детского сада Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.
Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Аннотация
Актуальность Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница-вода.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. (Н. Рыжова) Где встречается вода?
1 этап: Подготовительный этап Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2 этап Исследовательский этап Проведение НОД, опытов, экспериментов, бесед творческой деятельности, чтение художественной литературы 3 этап Заключительный этап Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой. Развлечение познавательное «Что за чудесница-водичка-волшебница» Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Цель: определить основные направления работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры: постановка, формулирование проблемы; выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов; вывод
ОПЫТ № 1 « Какая вода?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода жидкая Предложить детям перелить воду из одной емкости в другую. Задать вопрос: «Льется вода? Почему?» вода жидкая, льется, течет
Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. В этом дети убеждаются, переливая воду в сосуды различной формы. ОПЫТ № 2 «Какая форма у воды?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода не имеет формы.
ОПЫТ № 3 « Есть ли у воды запах и вкус? » Цель: определить если у воды вкус, запах? Вода не имеет запаха. Своего вкуса у воды нет приобретает вкус если в воду что-то добавить. Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверью квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А понюхайте воду, чем она пахнет? Попробуйте воду на вкус. Какая она? Давайте в воду добавим сок лимона, мандарина. Что произойдет?
Детям предложили воду в прозрачном стакане и попросили сказать какого цвета вода. Для того, что бы выяснить какого цвета вода дети предложили добавить в воду разные краски. Сначала добавили желтую краску и сравнили с простой водой. Дети выяснили, что вода становиться желтой, если в нее добавить желтую краску. После этого стали добавлять в простую воду краски разных цветов. ОПЫТ № 4 « Какого цвета вода? «Вода – растворитель » Цель: определить если у воды цвет? Вода прозрачная, то есть не имеет цвета. Приобретает цвет, если в воду добавить краску. Вода растворяет некоторые вещества, приобретая их цвет
ОПЫТ №5: « Исследуем состояние воды-лед. Изготовление цветных льдинок» Вывод: Вода замерзает при низких температурах. Замерзшая вода имеет форму. Лед – это вода, только в твердом состоянии
ОПЫТ №6: « Исследуем состояние воды- пар. Опыт «Облако». При нагревании в ода может летать – это пар. Наливаем в банку немного горячей воды. Кладем на металлическую крышку несколько кубиков льда и поставьте ее на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
ОПЫТ №7: «Вода- источник жизни» Цель: подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды одно из важных свойств воды-давать жизнь всему живому. И веточки наши ожили!
Обобщив наши знания пришли к выводу, что вода имеет три состояния: жидкость лёд (твердое) пар(газообразное) Заключительный этап
Показатели результативности проекта: -дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; лед-вода-лед; вода-пар. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачна; вода является растворителем.
У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Давайте сбережём это чудо на нашей Земле! Мы сегодня все узнали как вода меняется: то жидкая, то твердая, то в пар вдруг превращается…
Спасибо за внимание!