Кто сидит в парламенте. Виды парламента


Парламент

ПАРЛАМЕНТ

(parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом законодательную и исполнительную власти в системе парламентского правления. Глава правительства и кабинет министров, избираемые из группы большинства в парламенте, должны быть подотчетными парламенту, признавая принципы коллективной и личной ответственности, применяемые соответственно к кабинету и отдельным министрам. В случае, если они перестают пользоваться поддержкой большинства в парламенте и им выносится вотум недоверия, они обязаны уйти в отставку и дать возможность сформировать другое правительство. Системы парламентского правления существенно отличаются от систем, основанных на принципе разделения властей, как, например, в Соединенных Штатах. В США президент и члены Конгресса выбираются отдельно, а штат исполнительной власти назначается президентом из числа лиц, не являющихся членами Конгресса. Министры подотчетны только президенту, который в свою очередь несет ответственность непосредственно и исключительно перед избирателями. Системы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от выборной и партийной систем, которые определяют состав и политическую организацию этих систем. В Англии парламент обладает неограниченными полномочиями издавать, изменять или отменять любой закон, и ни один другой орган власти, включая суды, не может не считаться с его законодательной деятельностью. Парламенты других стран, напротив, сталкиваются с ограничениями. В Германии, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной Конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть отдельным землям. Конституционный суд существует для того, чтобы гарантировать, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции. Различия между парламентами разных стран можно объяснить, проанализировав развитие английского парламента и его международное влияние, а также различные исторические условия, в которых разные страны создавали свои парламенты. Английский парламент – один из старейших, он берет начало от Витенагемота периода англосаксонского завоевания, великого совета норманнов и государственного совета, впервые созванного Симоном де Монфором в 1264 г. Можно видеть, как в ХIХ и начале ХХ в. развившаяся парламентская система обеспечивала политическую стабильность и эффективное управление, тогда как в других странах происходили политические революции и перевороты. Историческая роль этой парламентской системы как "матери парламентов" и ее очевидные достоинства привели к тому, что континентальная Европа захотела последовать ее примеру, а в странах, входящих в Британскую империю, оказалось возможным непосредственно применить эту систему. Британское Содружество (Commonwealth) по-прежнему остается одной из наиболее процветающих обителей парламентаризма. Уже сам исторический характер развития английского парламента подразумевает, что его основные черты предшествовали появлению выборной демократии. Доктрина парламентского суверенитета возникла в борьбе за свержение монархического абсолютизма: ее выборная система, первоначально строившаяся на созыве представителей графств, небольших городков и деревень и крупных городов, предвосхитила тем самым более поздние доводы в пользу пропорционального представительства партийных выборщиков на государственной основе; ее партийная система развивалась скорее изнутри парламента, чем среди населения, и становилась все более отработанной, приобщая вновь прибывающих, как, например, Лейбористскую партию (Labour Party), к таким общепринятым постулатам, как парламентский суверенитет. Большие проблемы для национальных парламентов создал рост международной экономической и политической взаимозависимости, что ориентирует правящие элиты на принятие решений, имеющих наднациональный характер. Особенно явно это проявилось в случае с Европейским Союзом (EU), где наряду с совместной выработкой решений государственными руководителями идет законодательный процесс, предполагающий, что законодательство ЕС является высшим по отношению к законодательству каждой из стран-участниц. Помимо прочего, это бросает вызов и доктрине парламентского суверенитета. Однако в то же время беспокойство по поводу недостаточной демократической подотчетности процесса законотворчества в ЕС может привести к дальнейшему расширению полномочий Европейского парламента, а это означало бы, что центр тяжести изучения парламентов может просто переместиться из национального в наднациональный контекст. В этом случае, исходя из исторических условий развития Европейского парламента, можно предположить, что его конституционная, избирательная и партийная основы будут развиваться скорее по пути парламентских систем континентальной Европы, чем по английскому образцу. Представляется маловероятным, что будет создана развитая парламентская система правления ЕС, соединяющая законодательную и исполнительную власти.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Парламент

(англ. parliament , нем. Parlament , фр. parlement от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. Парламент возник в Англии в ХШ в. Но его структура и функции в отдельных странах, порядок выборов до сих пор находятся в стадии становления и развития. Так, парламент в основном строиться на выборных началах, но в федеративных государствах парламентарии могут стать таковыми по должности, представляя административно-территориальные образования субъектов федераций. В зависимости от форм правления место и роль парламента различны, что отражается в его функциях, приемах и методах руководства и управления государством и обществом.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации – главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Парламент

(англ. parliament , от франц. parler говорить)

высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (напр., конгресс США, Федеральное Собрание Российской Федерации, норвежский стортинг). Впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Формирование государства происходило на протяжении большого количества времени. По сути, с момента достижения человечеством пика своей эволюции оно начинает осуществлять попытки организации групп. Постепенно созданные формации расширяются. Но в данном процессе возникла одна достаточно серьезная проблема - регулирование деятельности больших социальных групп. Ведь, по мере своего развития, люди смогли создать настолько громоздкие структуры, что их функционированием стало трудно управлять. Поэтому начал постепенно развиваться вопрос власти в государстве.

Следует отметить, что наиболее древние формации государственного типа в большей части случаев управлялись посредством власти, воплощённой в лице единого правителя. Незначительные попытки создания республик, примерами которых является Древняя Греция и Рим, не увенчались успехом. В итоге представленные государства управлялись посредством власти единого лидера.

Такой социальный строй управления просуществовал вплоть до конца XVIII века. В это время в Европе начинаются революционные движения. Единовластие полностью показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в данный период возникает идея о создании универсального коллективного органа, который будет выполнять основные

На сегодняшний день данная структура существует практически в каждом государстве. Её называют парламентом. Функции и задачи этого органа имеют свою специфику. Помимо того, парламент является наглядным проявлением принципа о чем будет более детально рассказано далее в статье.

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

История развития принципа разделения власти

Идею разделения власти, которая сегодня живет во многих государственных структурах, ученые заимствовали у таких государств как Древняя Греция и Рим. Именно в них коллективный способ правления был изобретен раньше всего. Например, римская власть была полностью разделена между комициями, консулами и сенатом. При этом последний элемент отыгрывал роль современного парламента.

В эпоху Средневековья доминировал что исключало наличие коллективной власти. Однако в эпоху просвещения такие ученые как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье разработали принцип разделения государственного управления. Согласно их учению, власть в стране должна существовать в лице трех типов органов:

  • исполнительных;
  • законодательных;
  • судебных.

Данный принцип приобрел такую популярность, что нашел свое применение во многих государствах. На сегодняшний день принцип разделения власти функционирует практически во всем мире. При этом парламент - это орган именно законодательной власти. По мнению многих ученых, это самая важная роль, ведь нормотворчество, по сути, создает акты, которые непосредственно регулируют деятельность населения государства.

Особенности парламента

Итак, парламент, функции которого будут рассмотрены в статье, является высшим представительным органом. Однако его форма комплектования в данном случае не является самым главным характеризующим фактором. Более важным является тот факт, что парламент имеет возможность издавать законы - нормативные акты наивысшей юридической силы после конституции державы.

На сегодняшний день этот орган в том или ином виде существует практически в каждом государстве. Что касается полномочий законодательного органа, то они могут меняться в зависимости от формы правления конкретно взятой страны. В классическом виде парламент (виды, функции его представлены в статье) может выносить вотум недоверия правительству, что свидетельствует о его контроле центрального исполнительного органа, а также освобождать главу государства, то есть президента, от его полномочий в порядке импичмента.

Следует отметить, что этот орган может существовать практически в любом государстве, вне зависимости от формы правления в нем. Иными словами, даже в монархических державах наличие парламента не вызывает каких-либо недоумений. Отличным примером тому является парламентская монархия. В подобных государствах власть главы державы ограничивается законодательным органом, который реализует одноименную функцию.

Если мы говорим о республиканской форме правления, то в этом случае парламент, структура, функции которого могут несколько меняться, отыгрывает ключевую роль. По сути, именно он является воплощением республиканской демократии, а также принципов свободы и равенства, потому что большая часть вопросов решается коллективно представителями народа.

Что же касается политического режима в государстве, то эта категория достаточно сильно влияет на деятельность законодательных и иных органов государства. Однако в некоторых случаях именно посредством законодательной структуры можно существенно сдерживать негативное влияние тоталитаризма или же авторитаризма.

Структура главного законодательного органа

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании - родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами - высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: "Какие виды структур существуют на сегодняшний день?" В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

Внутренние органы законодательного центра

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители - вице-председатели.

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий. В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще.

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Фракции парламента

Внутренняя деятельность многих законодательных органов обеспечивается его фракциями. Они, по сути, представляют собой депутатские объединения. Численное количество каждой в отдельности фракции, как правило, влияет на политическую программу государства.

Ведь депутаты той или иной партии в законодательном органе пытаются провести интересующие их законопроекты. Что касается образования фракций, то этот процесс, как правило, происходит на основе регламента в каждом отдельном государстве.

Парламент: функции, полномочия

Как основной законодательный центр любого государства, представленный в статье орган наделен определенными полномочиями, а также имеет ряд специфических функций. Эти категории, по сути, показывают его реальные возможности в том или ином государстве.

Но если основные функции парламента, как правило, практически везде одинаковы, то полномочия бывают как полные, так и ограниченные. Как правило, конкретные возможности парламента обуславливаются основным государственным законом, то есть конституцией. На основе этого все без исключения полномочия главного законодательного органа можно распределить между тремя группами:

  1. Неограниченными полномочиями наделены далеко не все парламенты. В данном случае, законодательный орган может заниматься решением даже тех вопросов, которые не закреплены в конституции.
  2. Противоположностью первого вида органов являются парламенты с ограниченными полномочиями. Как правило, их возможности четко перечислены в конституции государства. К числу подобных относятся парламенты Франции, Сенегала и др.
  3. Наиболее специфическим видом парламентских возможностей являются консультативные полномочия законодательного органа. Подобные структуры, чаще всего, возникают в странах мусульманского права. Суть в том, что в них главой государства является монарх, а парламент существует для помощи в процессе его правления. Иными словами, данный орган лишь консультирует главу страны в некоторых вопросах и не осуществляет свою первостепенную функцию.

Помимо представленной ранее классификации, функции парламента можно также разделить в зависимости от сфер деятельности данного органа. Например, рядом универсальных возможностей законодательные органы многих стран наделены для регулирования финансовой, налоговой системы, обороны, международных отношений и т. п.

Кроме упомянутых полномочий, необходимо рассмотреть также основные направления деятельности законодательного органа. Каковы функции парламента? В научной среде существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Но в большинстве случаев выделяют основные полномочия этого органа, состоящие из четырех элементов. К ним относятся следующие:

  1. Наиважнейшей функцией парламента, бесспорно, является функция законотворчества. Ведь данный орган изначально был создан именно для создания нормативных актов высшей юридической силы. Функция позволяет учесть мнение большинства, а также исключает возможность издания антисоциальных законов, которые бы угнетали права той или иной группы людей. При этом законодательная функция парламента состоит из ряда специфических стадий, а именно: создания законопроекта, обсуждения, поправок и принятия, согласования интересов и подписания. Таким образом, процесс создания нормативных актов высшей юридической силы имеет профессиональный характер. Помимо того, законодательная функция парламента, фактически утверждает юридическую систему государства. Так как именно законами регулируются наиважнейшие общественные отношения.
  2. Представительская функция парламента заключается в том, что избранные в данный орган депутаты, должны защищать интересы той части населения, которая отдала за них свои голоса.
  3. Функция обратной связи основана на том, что депутаты проводят брифинги, круглые столы и званые вечера для обсуждения насущных государственных проблем, которые требуют решения.
  4. Одной из наиболее важных парламентских функций является формирование бюджета. По сути, именно законодательный орган отвечает за создание надлежащего уровня жизни населения страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание - это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что такое парламент и его функции. Кратко мы рассмотрели ключевые полномочия законодательных органов, их структуру, а также историю становления парламентаризма и принципа разделения власти в мире.

Следует отметить, что функционирование представленного в статье органа играет ключевое значение для многих держав, поэтому разработка теоретических концепций о деятельности парламента необходима для развития всех без исключения государств.

Как высший представительский орган общественных интересов парламент выполняет ряд важных функций. К его основным функциям относятся: представительская, властная, законотворческая, контрольная (контроль над бюджетом и деятельностью правительства); учредительная (принятие конституции, участие в формировании органов судебной и исполнительной власти); гласности и легитимности.

Представительская функция проявляется в выражении дифференциации общества по интересам и сопоставлении установок, которые диктуются этими интересами. Парламент призван раскрывать конфликты интересов и находить возможные компромиссы.

Эту функцию парламент осуществляет на основе демократического избирательного права и демократической системы выборов; осуществление этой функции обеспечивается функционированием партий как организованной политической силы, которая является выразителем и посредником интересов и воли избирателей. Гарант реализации представительской функции парламента - демократическая избирательная система в совокупности с конкуренцией в условиях многопартийности. Содержание и характер представительства интересов в современном парламентаризме отличаются комплексностью и наличием множества принципов. Важнейшие из них - партийное представительство, территориальное представительство, корпоративное представительство интересов и этническое представительство.

Партийное представительство заключается в парламентском представительстве разных общественно-экономических альтернатив пропорционально той поддержке, которую они имеют в обществе. Этот принцип может быть гарантирован, как в руках, так и в двопалатній парламентской системе. Для реализации других принципов представительства - территориального, корпоративного и этнического - необходима система простого или сложного двухпалатного парламента. Простая двухпалатная система имеет место в случае, когда рядом с палатой депутатов, которая возникла путем прямых выборов, членство в другой палате обусловлено единственным (например, генеалогическим) персональным принципу. Типичные примеры тому - палата лордов, верхняя палата, сенат и т. д. Вторая палата может основываться и на другом едином принципе - территориальном, в интересах пропорционального представительства отдельных федераций, провинций и т.д. Основана на нескольких принципах вторая палата характеризуется сочетанием персонального и территориального принципов друг с другом или с какими-нибудь другими. Например, с позиционным, ведомственным, когда депутатами второй палаты являются также лица, которые занимают соответствующее положение в сфере науки, культуры или религии, но депутатство в данном случае не персонифицировано, не наследуется и не делегируется, а просто обусловлено занимаемым положением в обществе. Самым распространенным является однопалатный парламент, который основывается на прямых выборах и характеризуется одним принципом, или так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата возникает в результате прямых выборов населения, а вторая - на основе территориальной пропорциональности.

Функции власти парламент реализует через принятие политических решений. Он выбирает альтернативы общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание.

В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса согласно оценке политических альтернатив, отраженных в их программах. Поддерживают именно партии, участие которых в парламенте отражает волю избирателей, легитимизирует стратегию и программу партий, победивших на выборах.

После победы на выборах и получения парламентского большинства политическая программа партии (партий) трансформируется в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия решений. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются правовая и профессиональная рациональность и целесообразность принятых решений, а также требования парламентской демократии.

Правотворческая, законодательная функция парламента является одной из приоритетных. Конечным следствием деятельности парламента является преимущественно создания какой-либо правовой нормы. Законодательные полномочия парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентами палат. Первой стадией законодательного процесса является внесение законопроекта. Парламент обязан принять законопроект к рассмотрению только при условии, что его внесла в соответствии с установленными правилами лицо или орган, которые обладают правом законодательной инициативы. Различают такие виды законодательной инициативы: 1) правительственную инициативу; 2) парламентскую инициативу; 3) народную инициативу; 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, которые указаны в конституции). Наибольшую значимость имеют правительственная и парламентская инициативы.

Законодательный процесс делится на стадии, последовательность и содержание которых в разных странах немного отличные. Начальной стадией законодательного процесса является внесение законопроекта на рассмотрение в парламент. Содержание этой стадии связан с правом законодательной инициативы, круг субъектов которой зависит от формы правления.

В президентских республиках субъектами права законодательной инициативы признаются лишь отдельные парламентарии, а коллективную законодательную инициативу запрещено. Представители исполнительной власти также лишены права законодательной инициативы. Однако исполнительная власть здесь не отстранена от законодательного процесса. В частности, президент может действовать через доверенных депутатов, которые якобы будут осуществлять собственную инициативу, или обращаться с посланиями к конгрессу и со специальными посланиями к председателей палат. Послание имеют целью ознакомить парламентариев и общественность с позицией главы государства относительно важных политических проблем, а специальные послания предназначены для проявления законодательной инициативы со стороны парламентских комитетов.

В странах с парламентской и смешанной формами правления субъектами законодательной инициативы признаются отдельные депутаты парламента и члены правительства, а иногда (в частности в странах Бенилюкса) - глава государства. Правительственные в этих странах принадлежит доминирующая роль в реализации права законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты непосредственно или через депутатов, которые составляют парламентское большинство. Законопроекты правительства признаются приоритетными во время рассмотрения в парламенте. Кроме законодательной инициативы отдельных депутатов в таких странах, как Австрия, Испания, Германия и Япония, допускается коллективное внесении законопроектов, под которыми должна стоять такое количество подписей депутатов, равное числу членов парламентских фракций.

В некоторых странах, в частности в Австрии, Испании и Италии, существует народная законодательная инициатива, которая означает, что парламент должен рассмотреть законопроект, предложенный избирателями. Основанием для таких инициатив является количество избирателей, которая меняется в зависимости от количества населения. Если, например, в Италии нужно пятьдесят тысяч подписей, то в Испании - в десять раз больше. Однако народная законодательная инициатива не распространяется на все без исключения законопроекты.

Субъектами законодательной инициативы могут быть и отдельные административные единицы (например, в Швейцарии - кантоны, в Италии - области).

Процедура реализации законопроекта тесно связана с внутренним строением представительных органов. В -- двухпалатного парламентах, где палаты равноправные, законопроект может быть внесен в каждой из них. Такая практика существует в законодательных органах Австрии, Бельгии, Италии, США, Швейцарии и Японии. В странах, где палаты парламентов неравноправные, законодательный процесс начинается в нижних палатах и касается, прежде всего законопроектов, относящихся к бюджетной сферы.

Работа над законопроектом в палате начинается с принятия его к рассмотрению. Инициирован и разработан законопроект передается в палату для регистрации. После этого руководящий орган палаты включает законопроект в повестку дня и распространяет среди депутатов.

Первая стадия рассмотрения законопроекта в парламенте называется первым чтением. На этой стадии в общем дебаты по законопроекту не проводятся, и его судьба зависит от руководящего органа палаты: она может быть решена уже во время голосования по повестке дня.

Следующая стадия законодательного процесса - второе чтение - предусматривает обсуждение законопроекта. Дебаты в зависимости от регламента проводятся до (Великобритания, Германия) или после (Италия, США, Франция) рассмотрения законопроекта в постоянной парламентской комиссии (комитете). Если законопроект направляется в комиссию после общих дебатов, то она действует согласно концептуальной линией палаты, а если к обсуждению, то сама комиссия определяет содержание этого законопроекта.

Если общие прения по законопроекту предшествующих рассмотрению в комиссиях, то он рассматривается дважды: во время общего обсуждения до передачи в комиссию и во время постатейного - после возвращения из комиссии. Иногда вводится стадия третьего чтения, в процессе которой законопроект выносится на голосование и принимается почти без обсуждения.

Принят палатами (или однопалатным парламентом) законопроект должен получить санкцию главы государства, чтобы стать законом. В конституционном праве зарубежных стран (за исключением Швейцарии и Швеции) существует особая стадия законодательного процесса, которая называется промульгацією, - провозглашением принятого парламентом закона. Промульгация предусматривает подписание законопроекта главой государства и торжественное провозглашение его.

Глава государства (президент или монарх) может промульгувати закон или наложить на него вето, после которого закон должен быть рассмотрен в парламенте повторно. Чтобы преодолеть президентское вето, парламент должен повторно проголосовать за законопроект простым большинством или, в некоторых странах, двумя третями всего состава (США, Португалия).

Конечным этапом законодательного процесса является публикация закона, т.е. официальное доведения его до всеобщего сведения. С этой процедурой связано вступления закона в силу, хотя иногда закон начинает действовать сразу после промульгации.

Одним из важных полномочий парламента является участие в формировании правительства и судебной власти. В странах с парламентской и смешанной формами государственного правления существует два способа формирования правительства:

  • 1) парламент формирует его из партии парламентского большинства или коалиции партий (Великобритания);
  • 2) глава государства назначает премьер-министра с согласия парламента и на предложение последнего - других членов правительства (Италия, Франция, Греция).

Внепарламентский способ формирования правительства применяется во всех президентских республиках. Парламент тут не принимает непосредственного участия в процессе формирования правительства или его роль в этом отношении ограничена. Примером могут служить США, где президент назначает членов правительства с согласия сената.

В англоязычных странах парламент наделен судебными полномочиями. Например, палата лордов в Великобритании является одновременно и в высшей апелляционной инстанцией и в отдельных случаях выполняет функцию суда первой инстанции. Она может привлечь к судебной ответственности как своих членов, так и посторонних лиц за преступления, совершенные против парламента. Подобная практика существует в США, где каждая из палат может возбудить судебное дело против лица, обвиняемого в неуважении к конгрессу.

В формировании судебных органов участвует парламент вместе с исполнительной властью. Так, в США членов верховного суда назначает президент по "совету и согласия" сената. Во Франции членов верховного суда избирают сами палаты с собственного склада, а конституционный совет - орган конституционного контроля в составе девяти человек назначают поровну президент и председатели палат парламента. В Германии членов верховного суда назначает министр юстиции совместно со специальной комиссией по выборам судей, в которую входят министр юстиции и представители, избранные бундестагом. А конституционный суд выбирают поровну бундестаг и бундесрат. В Италии одна треть конституционного суда избирается палатами парламента, вторая треть назначается президентом, последнюю треть назначает высший совет магистратуры - орган управления общими и административными судами.

В системе разделения властей наряду с наличием механизмов торможения и противовесов парламент к тому же наделен определенными полномочиями: в одних случаях исключительными (привлечение к ответственности президента республики), в других - особыми (виражання недоверия правительству) или специальными (например, лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей, интерпелляция и др.). Правомочности парламента в сфере контроля, отчета и привлечения к ответственности чрезвычайно велики, но используются они по сути как исключительные.

Так, процедура вотума недоверия правительству имеет разные аспекты. В Великобритании предложение о вотуме недоверия правительству (резолюция порицания) вносит оппозиция. Если палата проголосует за это предложение, то правительство должно уйти в отставку или предложить ей распустить парламент. Правительство может поставить вопрос о доверии к нему.

В Италии каждая из палат принимает мотивированное резолюцию о доверии или недоверии правительству на основании поименного голосования. Резолюция о недоверии должно быть подписано не менее чем одной десятой частью постоянного состава палаты и поставлена на рассмотрение по истечении трехдневного срока с момента внесения ее.

Во Франции только нижняя палата одной десятой частью депутатов может вынести резолюцию о недоверии правительству и проголосовать только через двое суток с момента вынесения ее.

В Германии бундестаг может путем вотума недоверия устранить с должности канцлера и тем самым вынудить уйти в отставку все правительство. Однако при этом бундестаг должен выбрать из своего состава преемника канцлера и обратиться к президенту с просьбой о соответствующую кадровую смену.

Президент обязан удовлетворить такую просьбу только в том случае, когда предложение самого канцлера о вотуме доверия не поддержал бундестаг, в противном случае он может распустить бундестаг.

Противовесом вотумові недоверия правительству есть право роспуска парламента главой государства. Реализация этого права зависит не только от конституционного права главы государства распускать парламент, но и от реального соотношения политических сил в парламенте. Досрочный роспуск парламента возможен при следующих обстоятельствах:

  • 1) сам президент распускает парламент (как в России и Франции);
  • 2) распадается правительственная коалиция;
  • 3) правительство партийного большинства заинтересован в роспуска парламента, имея целью укрепить свои позиции благодаря победе правящей партии на парламентских выборах.

Лишение полномочий главы государства через процедуру импичмента применяется к высшего должностного лица, если она совершит государственный преступление. Эта процедура имеет разные формы в разных странах.

Так, в Великобритании процесс импичмента происходит в стенах парламента: палата общин формулирует обвинение и возбуждает дело, а палата лордов выносит окончательное решение.

Американская процедура импичмента немного отличается от английского: после вынесения решения сената о лишение президента полномочий его может привлечь к уголовной ответственности обычный суд.

Во Франции обвинения президента или членов правительства выносят обе палаты, а само дело рассматривает верховный суд.

В Австрии, Италии и Германии парламент обвиняет высших должностных лиц, а окончательное решение выносит конституционный суд.

Отношения между парламентом и судебной властью проявляются в том, что, с одной стороны, парламент может выполнять судебные функции, а с другой - принимать участие в формировании судебной власти.

Современный парламент - главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление. Парламент - это тот институт, где представители партий, независимые депутаты, правительство, депутаты, которые предлагают различные альтернативы решения, парламентские фракции и комиссии обязаны открыто заявлять о своей позиции и намерения, профессионально, политически аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любого депутата, будь-яку комиссию или фракцию (или представителя таких) любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию.

Парламент как форум политической гласности требует от партий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парламентское ограничения гласности на пленарных заседаниях и заседаниях комиссии приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями. Демократически избранный парламент, который осуществляет свои функции - важнейший институт легитимации. Современный парламент как целое, как организация и система институтов осуществляет свою легитимную функцию посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования. Парламентская легитимация - это легитимация организации, института, а не отдельной личности; эта функция не принадлежит депутату и не депутатам, а парламенту в целом.

С одной стороны, парламентская легитимация - это следствие демократического избрания парламента, демократизма его функционирования и гласности, с другой стороны, легитимный эффект парламента распространяется на всю политическую систему, включая внепарламентские государственные институты.

Как вывод по данному вопросу следует отметить: власть парламента - производное от суверенитета народа на основе демократических выборов. В интересах выполнения определенных функций парламент наделяется легитимной властью; в системе разделения властей парламентская власть - обособлена от других подсистем власти, но вместе с тем вынужден взаимодействовать с ними; власть парламента - конституционная, нормативно гарантирована власти; парламентская власть соединена с выполнением определенных функций. Она имеет гарантированный масштаб и характер, а сами функции объективно обуславливают как широту полномочий парламента, так и их пределы; парламентская власть и парламентаризм как специфическая структура и система власти является частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте.

Сущность современного парламентаризма исчерпывается данным критериям, все другие существующие характеристики - их производное. Это - парламентские выборы, внутреннее функционирование парламента, его структура, организационная система, его связь с другими факторами власти, статус депутата и др. В Украине полноценный развитие парламента и парламентаризма как системы представительных органов власти стал возможным с провозглашением независимости и самостоятельности. Весь предыдущий период за годы советской власти Верховная Рада была сессионно действующим органом, а ее полномочия в период между сессиями фактически принадлежали таким органам, как Президиум Верховной Рады и ЦК Компартии Украины, что делало невозможным четкое распределение функций законодательных и исполнительных органов, действительного представительства интересов граждан.

С принятием Конституции Украины в 1996 г. Верховная Рада приобретает статус постоянно действующего органа, становится единственным законодательным органом государства, который создается на основе избрания гражданами 450 депутатов.

Полномочия Верховной Рады Украины определены в ст. 85 Конституции, где утверждены соответствующие законодательные, бюджетно-финансовые, контрольные и кадровые полномочия (см. тему "Государство как основной институт политической системы").

Все рассмотренное выше позволяет прийти к выводу, что современный парламент - это институт власти, который имеет множество функций, особую внутреннюю и организационную структуру.

Конституционное определение статусов парламента и депутата, круга вопросов, которые регулируются исключительно законом, не развязали на данном этапе проблемы отставание украинского парламентаризма от требований современности. Это прежде всего касается ограничения олигархических привилегий депутатов, которые противоречат современной цивилизованной практике парламентаризма:

  • - бюджетные расходы на одного депутата (зарплата, расходы на референтов и технически-коммуникационные и бытовые услуги, отдых) превышают среднюю зарплату более чем в 20 раз;
  • - депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, в отношении него не могут применяться меры административного воздействия без согласия Верховной Рады;
  • - не допускается осмотр, обыск личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения депутата;
  • - депутату после окончания его полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа, на период трудоустройства в течение одного или двух лет выплачивается депутатская зарплата;
  • - в случае невозможности трудоустройства и наличии 20-летнего стажа депутаты получают 50 процентов депутатской зарплаты;
  • - в течение пяти лет после прекращения своих полномочий депутат без согласия парламента не может быть уволен с работы;
  • - независимо от срока пребывания в законодательном органе депутат получает пенсию в размере 80 процентов от депутатской зарплаты, сохраняет право на бесплатное медицинское обслуживание.

Кроме этого, депутаты парламента пытаются в изменениях к закону о статусе депутата закрепить право собственности на служебную квартиру, их зачисления в кадровый резерв правительства. Такие привилегии стимулируют приход к власти людей не соціоцентристської, а користолюбної ориентации.

Нерешенными остаются и такие вопросы, как четкое определение дисциплинарной ответственности депутата перед парламентом; доступность для общественности материалов об авторстве законопроектов и голосования депутатского корпуса, участие депутатов в работе комиссий; усовершенствование процедур законодательного процесса, разграничение его стадий, обсуждение законопроектов и голосование по ним. Это приводит:

  • - во-первых, до смещения акцентов с работы в комиссиях на работу в пленарных заседаниях;
  • - во-вторых, к тому, что депутаты непосредственно не причастны к разработке законопроектов, чем создается возможность изменения концептуального содержания законопроектов;
  • - в-третьих, к ослаблению фракционной ответственности за качество законопроекта;
  • - в-четвертых, к голосованию за себя и за своих "единомышленников";
  • - в-пятых, к усилению коллективного давления на позицию депутата в ситуациях особого эмоционального подъема во время парламентских дебатов.

Остаются не разработанными процедуры учета экспертных оценок, позиций лоббистских групп во время обсуждения законопроекта.

Кроме этого, следует заметить, что цивилизованный уровень парламентаризма зависит не только от юридических процедур, регулирующих этот процесс, а прежде всего от зрелой социальной структуры и партийной системы, политической культуры элиты и электората. В переходных обществах парламенты в основном отражают всю сложность и противоречивость общественного положения, не всегда успевают за калейдоскопической динамикой политических событий и поэтому становятся тормозом общественных трансформаций как через свои олигархические привилегии и нелегальное лоббирование интересов экономически доминирующих групп, так и через популистское заигрывания с избирателями.

Парламент

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) -

общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей . В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России, Таджикистана, Туркменистана.

Собственное наименование для обозначения высшего представительного органа. Применяется в Армении, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и других странах.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801-1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами - для верхней. Обычно в парламент входят 300-500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента - Палата лордов, нижняя - Палата общин, в России - Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане - Сенат парламента и Мажилис парламента, в США - Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

Великобритания - двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин)

Китай - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей

Россия - двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума

США - двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей)

Украина - однопалатная Верховная Рада

Франция - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание)

Финляндия - однопалатный Эдускунта

Азербайджан - однопалатный Милли Меджлис

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз - ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран.

  • Народное собрание - в эпоху родо-племенного устройства общества высший законодательный орган управления родоплеменной общины. Комиции в Древнем Риме, тинги в германских племенах, вече у славян по существу не отличались друг от друга. В народном собрании имели право участвовать все способные носить оружие мужчины, принадлежащие к племени.
  • Совет старейшин (фр. Conseil des Anciens) - французская верхняя палата по конституции III года.Совет старейшин состоял из 250 человек, избиравшихся департаментскими избирательными собраниями из лиц, имевших не менее 40 лет от роду (отсюда его название), состоящих или состоявших в браке и живших на территории республики не менее пятнадцати лет до избрания. Его состав возобновлялся ежегодно по третям. Совет старейшин заседал в Тюильри, вначале в Манеже, а затем в Бурбонском дворце. Совет старейшин избирал президента и секретаря не более, как на месячный срок. Члены его получали жалованье. Совет старейшин одобрял или отвергал (но непременно целиком, без поправок) резолюции Совета пятисот. Одобренные им резолюции становились законами, но сам Совет старейшин законодательной инициативы не имел. Ему принадлежало право изменять, в случае надобности, местопребывание законодательного корпуса, указывая новое место и время его собрания. Совет старейшин прекратил своё существование в 1799 году после переворота 18 брюмера.
  • Палата лордов (англ. House of Lords) - верхняя палата Парламента Великобритании. Парламент также включает Суверена и нижнюю палату, так называемую палату представителей. В палате лордов 732 члена. Палата лордов не выборная, состоит из двух архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви («духовные лорды») и 706 членов пэрства («светские члены палаты лордов»). Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно. Члены палаты лордов называются «лорды парламента».

Палата лордов возникла в XIV веке и с тех пор почти всегда существовала. Название "Палата лордов" не использовалась для верхней палаты до 1544. Была устранена в 1649 революционным правительством, пришедшим к власти в Английской гражданской войне, но восстановлена в 1660. Палата лордов имела больше власти, чем избираемая палата общин («нижняя палата»). С XIX века, однако, власть верхней палаты имела тенденцию снижаться; сейчас верхняя палата слабее, чем избираемая часть. Парламентский акт (прошёл в 1911 и 1949) установил, что всё законодательство, кроме «денежных счетов» (включая гос.бюджет), проходящее через палату представителей, может быть задержано на 12 месяцев, но не может быть отвергнуто. Такая власть в политической науке называется suspensive veto. Реформа House of Lords Act 1999 устранила автоматическое право наследования места в верхней палате. Некоторое число пэров сохранило места, потому что они занимали посты Великих Офицеров Государства, и дополнительные 92 выбираются как представительные пэры. Дополнительные реформы планируются текущим лейбористским правительством, но законной силы пока не обрели.

Кроме законодательной, до 2009 года палата лордов имела судебную власть и являлась высшей апелляционной инстанцией в Соединённом Королевстве, за исключением дел в юрисдикции судей Тайного совета и Высшего уголовного суда Шотландии. Constitutional Reform Act 2005 создал Верховный суд Великобритании, в ведение которого передаются судебные функции лордов.

Полное формальное название палаты лордов звучит как: Достопочтенные лорды духовные и светские Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в Парламенте собранные. Палата лордов, как и палата общин, заседает в Вестминстерском дворце.

  • Палата общин - наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады.

В двухпалатном парламенте Вестминстерской системы Палатой общин исторически называлась Нижняя избираемая палата. Палата общин обычно имеет намного больше полномочий, чем Верхняя палата (Сенат в Канаде или Палата лордов в Соединённом королевстве). Глава партии большинства в Палате общин обычно становится премьер-министром.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.